Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Здравствуйте, уважаемый раввин!

Я слышал в лекции раввина, что в книге Зоар написано о том, что Вс-вышний творил миры и рушил их. Также было сказано, что мир прошёл 7 циклов по 7 тысяч лет и нынешний цикл последний. И ещё я читал, что Тора была дана в 1000-ом поколении, хотя от Адама до Моше 26 поколений. То есть люди существуют примерно 50 тысяч лет.

Значит ли всё это, что первобытные люди - кроманьонцы, австралопитеки, неандертальцы и другие были теми людьми, которые жили до Адама в мирах, которые творил и рушил Вс-вышний?

Заранее благодарю за ответ.

Константин

Кармиэль, Израиль

ОТВЕТ:

Существуют разные пласты понимания Торы. Книга Зогар относится к внутреннему, глубинному пласту, который в нашей традиции называется — пнимиют hа-Тора, «душа» Торы (иногда для обозначения этого пласта используется термин — Каббала).

Практический закон, этические и моральные правила поведения, разъяснения текстов Торы и т.д. — все это присутствует в более открытой части Торы. И нет смысла добавлять что-то еще. Ведь все необходимое для организации еврейской жизни и соблюдения заповедей уже есть. Поэтому в книге Зогар говорится исключительно об Устройстве духовных миров и о углубленной духовной работе человека. И нет в ней — ни истории, ни описания событий и фактов и т.п.

Текст Вашего письма — наглядный пример того, как нельзя изучать книгу Зогар. Поверхностное, буквальное, иначе говоря, неправильное понимание этой книги — заводит в тупик.

Во всей Устной Торе — в Талмуде, Зогаре, Мидрашах, Адама называют — Адам hа-ришон, то есть — первый человек. И если он первый — откуда же взяться людям, якобы появлявшимся до него?

Наши Учителя неизменно дают сущностные определения. Поэтому мы не должны сомневаться, что они учли, что до него — не было разумных существ ни в какой форме.

Словом, Вы восприняли тексты книги Зогар как «занимательные истории». И тут же, в тот самый момент — вошли в противоречие со всей Устной Торой.

Попробуем вместе разобраться в изложенных Вами мыслях.

Всевышний творил миры поэтапно, шаг за шагом. На определенном этапе в духовных мирах закладывались корни нашего мира и духовной работы. Каждый духовный пласт строится на базе предыдущего. И более ранние пласты — слишком далеки от нас.

В этом духовном пространстве возникла ошибочная идея, что каждый объект якобы может, образно говоря, жить самостоятельно, не обращая никакого внимания на остальные объекты. Но все сотворил — Всевышний. Следовательно — в каждом элементе Творения заложен свой смысл и свое предназначение.

Реализация ложной идеи привела к Катастрофе и поломке в духовном мире. На этих духовных «обломках» возник наш мир. И в нем сотворен человек, который, имея в себе эти качества (эгоцентризм, равнодушие, желание брать себе и возвеличивать себя), должен исправить «поломанный» мир. Подробнее об этом — см. на сайте в видео-ответе «Что это за Сверхкатастрофа?» (21.11.16).

В Устной Торе говорится, что всякий духовный объект содержит в себе 10 качеств Всевышнего, называемые — десять сефирот (иногда пишут — сфирот; множественное число от слова сефира). Структура их такова, что первые три отвечают за концептуальную часть, а семь остальных — за реализацию данной концепции.

Речь идет, разумеется, о жизнедеятельности конкретного объекта. Например, у человека есть голова и тело, где тело реализует приказы, исходящие из головы.

Однако из общей массы мы можем вычленить каждое конкретное качество и сказать, что это тоже — духовный объект. А значит — тоже содержит в себе 10 проявлений Всевышнего (по той же схеме).

В принципе, так можно углубляться до бесконечности, но Учителя отмечают, что у нас нет возможности углубиться более, чем на 3 ступени.

В качестве иллюстрации рассмотрим такую картину.

Некая рабочая группа состоит из 10 человек. В ней есть «голова» — 3 инженера, которые создают технологию, делают расчеты и чертежи будущего изделия. Семь рабочих, по чертежам и расчетам — должны изготовить изделие.

При этом у каждого члена группы тоже есть голова и тело.

В принципе, можно расширить пример, рассмотрев, допустим, схему деятельности большого завода с 10-ю отделами, в каждом из которых — по 10 человек.

Однако и здесь общая идея, полагаю — ясна.

Но вернемся к нашей основной теме.

Итак, в книгах Устной Торы говорится, что поломка произошла в «реализующей» части, то есть — в семи сефирот, ассоциируемых с телом. Внутри каждой из них — семь из десяти сефирот тоже «сломались». Или как в нашем примере с рабочей группой, семь «рабочих» — пострадали, но у всех у них ущерб был нанесен не голове, но — только телу.

Но нельзя забывать, что как бы глубоко мы не погружались, любой объект, большой или маленький — раскрывает в мире Всевышнего, а Его фундаментальное качество (по крайней мере, в нашем понимании) — Эхад, То есть — «Один». Буквенное выражение числа «один» — алеф. Изменив огласовки в слове алеф получаем — элеф (тысяча). Отсюда в нашей традиции число тысяча ассоциируется с высшей степенью раскрытия Творца, которую мы постигаем. То есть — три ступени от единицы, где каждое углубление, соответственно, умножается на 10.

Год на иврите — шана, от слова шинуй (изменение).

И получается, что процитированную Вами фразу надо читать так — «Семь качеств, каждое содержит внутри также семь, и каждое из 49-ти вносит в мир что-то свое, уникальное (то есть — определенные изменения относительно других качеств), раскрывающее Всевышнего.

Под нынешним циклом понимается наш мир, где происходит исправление Сверхкатастрофы, поломки в духовных мирах. И он, разумеется — «последний». Ведь сначала — поломка, потом — исправление, но — не наоборот. К тому же, он в духовном плане — самый нижний, что тоже подходит по определение «последний».

Теперь разберемся во второй части Вашего вопроса — о тысяче поколений.

В Талмуде (трактат Хагига) сказано, что существует 974 поколения душ, которые еще на Небе — отказались заниматься работой по исправлению мира. То есть — сами пожелали, что называется, «остаться за бортом». Поэтому посылать их в наш мир — нет смысла.

Адам был первым поколением, которое изъявило желание выполнять работу по исправлению мира (на иврите — Тикун Олам). Для осуществления этой миссии впоследствии еврейский народ получил Тору — своего рода инструкцию по исправлению мира в тысячном поколении (974 поколения душ «оставшихся за бортом» и 26 поколений от Адама до Моше).

И тут мы снова выходим на число тысяча, указывающее на высшее раскрытие Всевышнего.

Отмечу, что каждая рассмотренная здесь тема тянет за собой огромный «шлейф». Ведь мы обсуждали в данном ответе лишь только некие необходимые, основные положения. Поэтому, вполне могу предположить, что в результате внимательного прочтения содержания этого ответа появятся новые вопросы. И это — абсолютно естественный, нормальный процесс изучения Торы.

Автор текста Хаим Аккерман

Источник: http://evrey.com/

Читайте також