Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
1. Имеет ли право нееврей быть членом правления, выносить Сефер Тору, поднимать Сефер Тору, читать бераху (благословение) на Сефер Тору?
2. Имеет ли право нееврей покупать годовую бераху, чтобы ему читали каждый раз в течении года годовой мишеберах?
3. Нееврей хочет стать гером. Евреи против. Верни награбленное, то, что присвоил у еврея и заплати штраф за то, что сдал еврея в полицию.
Имеют ли право евреи это требовать?
4. Имеет ли право габай синагоги из денег, принадлежащих синагоге, вернуть деньги тому, у кого их присвоили?
ОТВЕТ:
Постараюсь ответить на Ваши вопросы в том порядке, в котором Вы их обозначили.
1. Нееврей не должен быть в еврейской общине членом правления. И он также — не имеет права совершать какие бы то ни было действия, установленные нашими законами для евреев, которые участвуют в общественных молитвах. В том числе — и в тех трех, которые Вы перечислили в первом пункте своего письма.
Если у нееврея есть такое желание — он может ходить в синагогу на молитвы и быть среди молящихся (см. на сайте, к примеру, ответ «Можно и нужно ли нееврею посещать синагогу?», — с ответами, обозначенными в нем ссылками). При этом раввину, председателю совета общины (зачастую на иврите его должность называется — габай раши) и активистам общины следует знать, что он — нееврей. Например, для того, чтобы по ошибке не зачислить его в состав миньяна, когда определяется минимальный кворум молящихся (10 взрослых евреев-мужчин, начиная с 13-детнего возраста).
2. Однозначно ответить на этот вопрос — трудно. В любом случае, то, что его еженедельно упоминают в благословениях, не может быть связано только с деньгами, которые он передает еврейской общине. У него для этого должны быть какие-либо другие заслуги. Допустим, он — глава городской администрации и т.п., который борется с опасными проявлениями антисемитизма.
Кроме того, чтобы его разрешалось упоминать в произносимых в синагоге благословениях — он ни в коем случае не может быть служителем любой нееврейской религии.
3. Гиюрами занимается не какая-то группа евреев в общине (и вообще — не община), но — только и исключительно раввин и раввинский суд, которые, прежде чем выносить решение — могут, и в большинстве случаев даже должны, консультироваться с членами общины.
4. Габай синагоги — не вправе по собственному единоличному решению распоряжаться деньгами, которые собраны в общинной кассе благотворительности.
Финансовым распределением должен заниматься комитет, состоящий, как минимум, из трех человек, консультируясь при этом с раввином синагоги.
Если раввина в синагоге/общине нет — желательно увеличить количество членов комитета по распределению средств, где решения будут приниматься большинством голосов.
Как правило, такой комитет надо избирать на открытом, заранее объявленном собрании всех членов общины, которые хотят в этом участвовать.
В расширение темы — рекомендую прочесть на сайте ответы «Что такое «еврейская религиозная община», какой она должна быть?», «Что делать, если еврейская община не желает меня принимать?» и «Организация жизни в еврейской общине».
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://jewish.ru