Маленький городок, ателье одежды.
— Сколько стоит этот костюм?
— Простите, что вы сказали? Я плохо слышу!
— Я хотел узнать, сколько стоит вон тот костюм!
Продавец громко кричит мастеру, в соседнюю комнату:
— Степан, сколько стоит та серая двойка, которую ты шил?
— Девятьсот пятьдесят рублей, — бормочет занятый мастер.
— Семьсот пятьдесят рублей! — громко говорит продавец клиенту.
Тот рассчитывается, забирает костюм и быстро уходит.
— Слушайте, Вам надо купить слуховой аппарат, а то вы быстро разоритесь,- говорит продавцу старушка, наблюдавшая эту сцену.
Тот ничего не отвечает. Когда старушка уходит, он снова обращается к мастеру обычным голосом:
— Слушай, Абрам, они еще будут учить нас бизнесу! Только я собирался снизить цену на это старье до шестисот, а тут такой случай!
Среди одежды, которую носил первосвященник в Иерусалимском Храме были две, в которых использовались драгоценные камни — хошен и эйфод.
Хошен был квадратным нагрудником из особой ткани, в который были вставлены двенадцать различных драгоценных камней по числу колен Израиля. На каждом из этих камней было начертано имя соответствующего ему колена. Например, Реувену соответствовал рубин, Шимону — топаз, Леви — изумруд и т.д.
Эйфод был похож на фартук, надетый сзади. Он завязывался спереди поясом, а задняя его часть поддерживалась двумя лямками, перекинутыми со спины на плечи коэна. Концы плечевых лямок украшали два ониксовых камня в золотых оправах. На этих камнях также были начертаны имена двенадцати колен Израиля — по шесть на каждом.
Тора говорит, что имена двенадцати колен были написаны на камнях для напоминания о сынах Израиля. Но почему напоминать нужно было дважды — на хошене и на эйфоде и почему именно на этих одеждах? Кроме того, почему на хошене каждое колено имело свой отдельный вид камня, а в эйфоде все они были записаны на двух одинаковых камнях?
Любавический Ребе объясняет, что два этих одеяния выражают два вида служения Всевышнему.
Хошен надевался спереди, напротив сердца, и он символизирует служение Б-гу с радостью, от всего сердца, словно повернувшись лицом к Нему. Человек, который служит Б-гу таким образом, видит в каждой заповеди свой смысл, свой особый оттенок, поэтому камни хошена все разные.
Эйфод с его лямками располагался в основном сзади и это намекает на служение Б-гу без удовольствия, принуждая себя, словно повернувшись ко Всевышнему спиной. В таком состоянии человек выполняет заповеди только потому что так надо, они однообразны и тусклы в его глазах, и на это указывают два одинаковых камня на лямках эйфода.
Первосвященник был представителем всего еврейского народа, как тех, кто нашел смысл и удовольствие в служении Всевышнему, так и тех, кто заставляет себя выполнять заповеди даже при том, что не понимает их смысл и не чувствует воодушевления от их выполнения. Чтобы подчеркнуть это, имена всех двенадцати колен были начертаны как на хошене так и на эйфоде.
Шабат шалом
Вильгельм ШЛОМО