Уйдя из Египта, сыны Израиля направились к горе Синай — где им должен был открыться Всевышний и даровать им Тору. Пятьдесят дней прошло между Исходом из Египта и Дарованием Торы — пятьдесят дней напряженного нетерпеливого ожидания великого дня. Весь народ считал, сколько дней уже прошло, и насколько они приблизились к горе Синай. С тех пор принято считать дни между праздниками Песах и Шавуот. Это — заповедь сфират hа-омер, каждый вечер, вскоре после захода солнца, мы провозглашаем: «Сегодня — столько-то дней омера».
ЛАГ ба-ОМЕР — совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней этого периода. Лаг — то есть ивритские буквы «ламед» и «гимель» — это обозначение цифры «33». Лаг ба-Омер — тридцать третий день омера, 18 ияра. ЛАГ ба-ОМЕР называется так потому, что падает на 33-й дань счисления «омера».
Истоки веселого праздника Лаг ба-Омер теряются в неизвестности. До сего дня никто из ученых не может сказать, что именно отмечает ЛАГ ба-ОМЕР.
Этот день известен как «праздник учащихся». Дети в хедерах и иешивах освобождаются от занятий, и им разрешается развлекаться разными играми. В Талмуде, однако, нет на это никаких указаний. В современном Израиле 18 Ияра — молодёжный праздник — День студента.
По другому мнению, основанием Лаг ба-Омера служило предсказание о том, что в этот день израильский народ впервые получил манну небесную.
Много веков назад в Стране Израиля жил великий мудрец Торы — раби Акива. Он был одним из самых больших знатоков Устной Торы, которая объясняет смысл Письменной Торы и указывает, как на практике следует исполнять ее заповеди.
У раби Акивы было 24000 учеников. И вот однажды между праздниками Песах и Шавуот, как раз тогда, когда считают омер, разразилась страшная эпидемия, и все его ученики умерли. Другие мудрецы объяснили эту беду наказанием свыше за то, что ученики раби Акивы не относились друг к другу с должным уважением. Народ горько оплакивал гибель учеников раби Акивы, и с тех пор сложился обычай избегать веселья в эти дни. Во время сфират hа-омер не принято устраивать свадьбы, стричься, наслаждаться музыкой и пением.
Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы. Древние мудрецы туманно упоминают об окончании в этот день ужасной эпидемии среди учеников раби Акивы. Но какой эпидемии? Если это было физическое недомогание, почему оно обрушилось лишь на изучающих Талмуд, а не на все население?
Большинство современных ученых считают, что это не была болезнь. Раби Акива (II в.) был горячим сторонником Шимона Бар-Кохбы и его восстания против Рима. Он даже объявил Бар-Кохбу Машиахом, который освободит евреев от римского господства. Хотя вначале Бар-Кохба добился военного успеха, в конце концов, римляне очень жестоко подавили восстание. Не удивительно, если среди солдат Бар-Кохбы были тысячи учеников раби Акивы. Таким образом, Лаг ба-Омер мог быть либо днем победы евреев над римлянами, или их спасения от смерти.
По этой причине Лаг ба-Омер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться.
У многих взрослых евреев Лаг ба-Омер вызывает романтические ассоциации. Семь недель между Песахом и Шавуот (период, в который евреи считают «омер») по еврейскому праву время полутраура, когда свадьбы запрещены. Но благодаря счастливым ассоциациям Лаг ба-Омер хахамим допускают в этот день исключение.
Сегодня многие сионисты из числа религиозных евреев также празднуют свадьбы в дни двух других новых праздников, падающих на период, когда считают «омер»: День независимости Израиля и День Иерусалима. Свадьбы разрешены также в последние дни перед праздником Шавуот.
Сефардские евреи считают, однако, что в Лаг ба-Омер та ужасная эпидемия все-таки унесла еще некоторое количество жертв, и поэтому не стригутся до начала следующего дня, 34-го дня омера.
А у ашкеназских евреев принято считать, что Лаг ба-Омер был только короткой передышкой, которую дала та эпидемия, после чего она возобновилась с новой силой, продолжая уносить жизни учеников раби Акивы вплоть до рош-ходеш месяца сиван. Поэтому ашкеназские евреи и после Лаг ба-Омера продолжают соблюдать траур — до первого сивана.
Лаг ба-Омер — это также годовщина смерти одного из гигантов духа нашего народа, таная раби Шимона бар Йохая (Рашби), святого мудреца Торы, написавшего книгу Зоhар, главную книгу Кабалы, той части Устной Торы, которая занимается самыми возвышенными вопросами мироздания. Очень немногие в состоянии изучить и понять эту книгу — настолько глубоко ее содержание, связанное с глубочайшими тайнами творения. Он был учеником раби Акивы. Смерть была кульминацией всей его жизни, наивысшим подъемом, и потому Лаг ба-Омер именуется также Гилула дерашби («днем торжества Рашби») и отмечается весельем, песнями и плясками — и молитвами, обращенными ко Всевышнему, молитвами о том, чтобы заслуги этого праведника помогли всему народу Израиля. Термин Гилула — свадьба, указывает на гармоническое соединение всех высших миров, происшедшее в день смерти этого великого человека. День Лаг ба-Омер принято ознаменовывать иллюминацией его гробницы, так как по преданию в минуту смерти раби Шимона бар Йохая весь мир наполнился светом от откровений, полученных его учениками и написанных в книге Зоhар. Ночь, с которой начинается Лаг ба-Омер, — ночь костров. Главный костер зажигают на крыше здания, выстроенного над могилой раби Шимона бар Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее. Основная причина того, что годовщина смерти раби Шимона бар Йохая отмечается в такой форме, — это предание, приписывающее именно ему авторство книги «Зоhар».
Раскрывая глубочайшее содержание Торы, эта книга ярким светом освещает мудрость Торы, которая, по словам царя Шломо, сама является источником света: «Мицва — светильник, а Тора — свет». А устами пророка Иермияhу Сам Всевышний говорит: «Ведь таковы Мои слова — они как огонь!»
В Лаг ба-Омер очень многие едут в Мейрон (недалеко от г . Цфат), где похоронен раби Шимон бар Йохай, чтобы помолиться на его могиле и принять участие в традиционной церемонии зажигания костров в честь этого великого мудреца. Особенно радуются этому обычаю дети; они разжигают костры по всей Стране Израиля, поют песни и веселятся. Согласно обычаю, в этот день едят сладкие плоды стручкового дерева, которые служили единственной пищей раби Шимону и его сыну, раби Эльазару во время их 13-летнего пребывания в пещере, где они прятались от римлян.
В последнее время, по инициативе Любавичского ребе, р. Менахема-Мендла Шнеерсона, по всему миру распространился обычай устраивать в Лаг баОмер детский парад, за которым следует большая программа развлечений. Принято в этот день привозить в Мейрон детей, которым исполнилось три года — возраст, когда детям впервые стригут волосы. И здесь, на могиле раби Шимона бар- Йохая совершают церемонию «Халаке» — стригут ребенку волосы, оставляя пряди волос на висках «пеот».
Кабалисты объясняют, почему так веселятся именно в день смерти — ведь согласно здравому смыслу, в этот день надлежит печалиться. Недаром есть точка зрения, что 7 адара, день смерти Моше-рабейну, был днем скорби! Но дело в том, что Моше-рабейну плакал в день своей кончины, а раби Шимон бар Йохай веселился. Согласно «Зоhару», в этот день, перед самой смертью он дал последний свой урок ученикам и раскрыл им такие глубины, такие великие тайны Кабалы, которых не касался в течение всей своей жизни. Он объяснил: «Я сам свидетельствую о себе, что все дни моей жизни жаждал увидеть этот день!»
Другая причина заключается в том, что вообще день смерти великого человека отмечают не скорбью, а весельем. В наших источниках сохранились сведения, что и день смерти Адама, первого человека на земле, отмечался как праздник. Традиционные обычаи праздника содержат некоторые воинские элементы: детей ведут в парк или за город, где они играют с луком и стрелами. Есть обычай, согласно которому в Лаг ба-Омер дети выходят в поля и леса, вооруженные луками и стрелами. Это не только дань чести воинам Бар-Кохбы. Более глубокий смысл скрывается в этом обычае: радуга (на иврите кешет — слово, которое означает также «лук») — это знак свидетельства о клятве Всевышнего, о Его обещании никогда более не наводить на землю потоп. Согласно еще одному обычаю, в Лаг ба-Омер дети соревнуются в стрельбе из лука (кешет на иврите) — в память о том, что все время, пока жил раби Шимон бен Йохай, на небе ни разу не появлялась радуга (также кешет не иврите) — признак сдерживаемого гнева Всевышнего, — так как заслуги раби Шимона были столь велики, что защищали весь мир.
В «Зоhар» имеется предсказание о том, что непосредственно перед пришествием Машиаха на небе появится разноцветная радуга, и вот в этот день дети своими луками, форма которых напоминает радугу, выражают горячее желание евреев, чтобы скорее сбылось это предсказание.
В некоторых общинах в этот день поется гимн «Бар Йохай», состоящий из 10 стансов, каждый их которых имеет отношение к одной из 10 сфирот.
В последнюю Субботу перед Рош-ходеш Сиван, после благословения наступающего месяца читают молитву «Отец милосердный» — в память о тех преследованиях, которым подвергли наш народ римляне в те дни, когда совершают сфират hа-омер