Как на основе абсолютно достоверных фактов строятся совершенно дикие конспирологические теории, объясняет наш колумнист.
Заглянув в библейскую главу «Шлах», которую все правоверные иудеи изучают на этой неделе, я неожиданно вспомнил бородатый еврейский анекдот, в котором, как и во многих других еврейских анекдотах, молодой человек приходит к раввину с интересующими его вопросами.
– Скажите, ребе, – спрашивает юноша, – можно ли смотреть на улице на нескромно одетых женщин?
– Можно, – отвечает старый раввин.
– А на пляже, когда они в купальниках?
– Тоже можно.
– А если они в костюме Евы? – не унимается молодой человек.
– Всё равно можно, – снова отвечает раввин.
– Простите, а на что же еврею смотреть нельзя?!
– Ну, например, на электросварку.
Соль этого чисто еврейского анекдота в том, что ответ на любой вопрос всегда зависит от того, как он задан. И еврей даёт предельно точный ответ именно на задаваемый вопрос, а не на какие-то иные смыслы, которые пытается вложить в него задающий. Молодой человек спрашивает, может ли он смотреть на голых женщин, и получает ответ: разумеется, физически он вполне может и от этого не ослепнет, в отличие от лицезрения электросварки. Если бы молодой человек спросил у раввина, «разрешено ли смотреть», то ответ мог быть и другим. И это замечательный урок, как с помощью небольшой игры словами можно подменять смыслы и манипулировать общественным мнением, как это и происходит сейчас, во времена «фейк-ньюс».
С этой точки зрения библейская глава «Шлах» содержит в себе классический образец манипулирования информацией и конструирования на основе вроде бы совершенно правдивых фактов абсолютно лживых и конспирологических теорий. Напомним, что основное повествование в этом отрывке посвящено 12 разведчикам, отправившимся по указанию Моисея обследовать Землю Израиля перед входом в неё еврейского народа. «Осмотрите страну, какова она и народ, живущий в ней: силен он или слаб, малочислен он или многочислен. И какова земля эта: тучна она или тоща, есть ли на ней деревья или же нет их», – гласит текст Пятикнижия.
Однако, вернувшись с задания, большинство разведчиков вместо того, чтобы явиться к Моисею и отчитаться о фактической стороне дела, устроили массовую пресс-конференцию перед всем народом, на которой вместо фактов стали излагать личные ощущения и делать на их основе окончательные выводы о том, что завоевать Землю Израиля невозможно: «Видели мы детей великанов там. И были мы в глазах своих, как кузнечики, и такими же были в их глазах».
Последствия этой импровизированной пресс-конференции были масштабны и трагичны – евреи, услышав такие страшные прогнозы, снова начали бунтовать: дескать, зачем ты, Моисей, нас сюда на погибель привёл? Наказание было страшным: еще 39 лет пришлось блуждать евреям по пустыне, и ни один из бунтующих не вошёл в Землю обетованную.
А всё дело в том, что отвечали разведчики совершенно на другой вопрос. Они должны были рассказать, какова страна, но, в сущности, говорили только про себя: «И были мы в глазах своих, как кузнечики, и такими же были в их глазах». Если они чувствовали себя по сравнению с жителями Ханаана насекомыми, то это, в конце концов, их личное дело – никто их об этом не спрашивал! А уж о том, как они выглядели в глазах жителей Ханаана, они и подавно знать не могли!
И это классический пример изготовления фейк-ньюс для манипулирования общественным сознанием: не надо лгать, не надо выдумывать факты – достаточно переставить их местами, чуть подменить понятия и дать им легкую, почти незаметную и очень похожую на объективность собственную трактовку.
Еще один урок библейской главы «Шлах» заключается в том, как просто и быстро с помощью вот такого манипулирования можно развернуть общественное мнение в ту или иную сторону, превратить вполне вменяемых, мыслящих людей в полубезумную толпу, которая не желает ни слышать, ни думать. Так произошло с евреями три с половиной тысячи лет назад в пустыне. Нечто подобное мы сейчас наблюдаем и в США.
И как тогда, в пустыне, сегодня снова очень громко звучат голоса тех, кто считает, что евреям не овладеть всей Землёй Израиля. Но лучшим ответом на внедряемое сегодня в сознание израильтян и евреев всего мира мнение являются приводимые в этой же недельной главе слова Калева – одного из разведчиков, сохранивших верность присяге: «Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это!» Как доказала история, Калев был прав.
Петр Люкимсон
Источник: http://jewish.ru