На фоне от всех остальных месяцев еврейского календаря, наступление которых радостно приветствуется, месяц Ав выглядит подобным нежеланному гостю: «Когда наступает Ав, убавляют веселье». Но на самом деле именно в этом месяце нас ожидает увлекательная задача, которая по своей важности не имеет себе подобных, – постараться превратить траур разрушения в утешение, согласно обещанию пророков: «пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими».
Поэтому принято называть месяц Ав именем Менахем Ав, чтобы уже с самого первого дня месяца у нас появилось на душе утешение и радость. Более того, Хасидизм объясняет «убавляют веселье» как уменьшают нежелательные явления посредством радости.
Это неожиданное толкование требует объяснения: Как именно это делается? Что здесь может быть радостным?
Задумаемся о сути этого месяца, используя для этого мудрость Каббалы и букву, которой этот месяц был сотворен. Этот метод особенно подходит для нашего месяца, поскольку Ав – первое слово, образующееся из комбинации двух первых букв ивритского алфавита. По сути, вместо того, чтобы сказать Ав, можно сказать алеф-бейт – это ясный намек на всю последовательность букв алфавита. Надо заметить, что особенность книги Танаха Эйха («Плач»), относящейся к этому месяцу, в том, что она почти вся написана в алфавитном порядке. И мудрецы даже дали этому такое объяснение «…потому что нарушили Тору, написанную буквами алеф-бейт». Кроме того, количество дней в "трех неделях" от 17-го Тамуза до 9-го Ава - (включая и сами эти два дня), равно 22-м, что соответствует числу букв всего ивритского алфавита.
Хорошая буква Тэт
Итак, месяц Ав был сотворен буквой тэт. Самый простой смысл этой буквы, числовое значение которой равно 9, указывает на девятое Ава – главный день месяца. Но это еще не все. Внутренний смысл буквы узнается по ее первому появлению в Торе, поскольку Тора является своего рода "планом" творения. И вот мы видим, что впервые буква тэт появляется в стихе: «И увидел Б-г свет, что он хорош (тов)». Следовательно, эта буква очень хорошая. В самом деле Талмуд утверждает: "видевший тэт во сне – это ему красивый знак, потому что написана эта буква впервые к добру: с первого стиха Берешит и до «И увидел Б-г свет» не была [еще ни разу] написана буква Тэт.
И так объясняется тот факт, что слово тов и буква тэт не появляются в тексте первых Скрижалей («10 диброт»): «почему в первых диброт нет слова «тов»? Поскольку первые Скрижали в конце концов были разбиты [и тогда бы вышло что] не дай Б-г прекратилось бы добро в Израиле». В противоположность этому, в Десяти заповедях, которые записаны в книге Дварим, слово тов в самом деле появляется в стихе: «дабы хорошо было тебе», поскольку этот текст написан на вторых Скрижалях, которые разбиты не были. Из этого следует, что слову тов и букве тэт подходит появляться там, где уже не будет разрушения и прекращения. Это также простой смысл слов: «И увидел Б-г, что это хорошо" – Б-г хотел, чтобы существовало Творение.
Однако вызывает удивление тот факт, что именно месяц Ав был сотворен буквой Тэт, ведь девятого Ава происходили самые тяжелые события в истории нашего народа: грех разведчиков, гибель поколения пустыни в течение сорока лет, разрушения обоих Храмов, и многие другие несчастья вплоть до нашего поколения. Все просто было разрушено, подобно первым Скрижалям (что были разбиты еще 17-го Тамуза), и что же может быть в этом хорошего?
(продолжение следует)
Источник http://sinagoga.kiev.ua