Скрытое благо
Объяснение кроется в уникальном выражении из книги Зоар: «его благо скрыто в нем». Это смысл формы буквы тэт, которая выглядит как сосуд, завернутый внутрь, как бы указывая на точку, исчезающую внутри. Это точка блага – скрытая сокровенная точка, которую не так просто обнаружить.
И даже в такое месяце, как Ав, скрыто что-то действительно хорошее, но нужно особое чутье, чтобы уловить его. И здесь мы подходим к чувству месяца, которым является чувство слуха, по сравнению предыдущим месяцем Тамуз, связанным с чувством зрения. Кроме того, среди двенадцати колен, к месяцу Ав относится колено Шимона, который несомненно был назван по имени чувства слуха, по словам Леи, его матери: «услышал Б-г, что я нелюбима».
Когда мы видим что-то, у нас нет сомнения в истинности увиденного - есть свидетельства очевидцев прямого восприятия фактов, как было отмечено в отношении Исхода из Египта и дарования Торы, «Вы видели», «Тебе дано было видеть».
Однако, хотя услышанное – не прямое восприятие фактов, оно – прием доносящихся издалека отголосков движения в воздухе звуковых волн, доходящего до наших ушей, и подобно размышлениям о доказательстве обстоятельств, а не сокрушительный факт перед нашими глазами.
«Услышанное не будет сильнее увиденного». Хотя буква Тэт и слово тов появляются в связи с видением: «И увидел Б-г свет, что он хорош (тов)», объясняют мудрецы, что поскольку Всевышний увидел, что мир не достоин такого великого света, Он его скрыл от наших глаз. Следовательно, хороший свет действительно "скрытое добро" (Тов гануз), его невозможно сегодня увидеть, а лишь услышать о нем.
Когда все ясно и открыто, мы видим желанный свет, как и в пору блестящего расцвета периода дарования Торы или строительства Храма. Но когда наступает мрачный период, Скрижали разбиваются, Храм разрушается, мы уходим в галут, и тогда чувство зрения блокируется, «водворил меня во мрак, как давно умерших», «оттого и померкли очи наши». Но даже и в такие моменты можно ощутить Тов гануз, скрытое добро, и хотя его невозможно видеть, но можно услышать, подобно тихому голосу эха, доносящемуся из руин.
Если мы сумеем заострить внутреннее чувство слуха, то удостоимся скрытого блага, как сказано в афтаре Шабат хазон (хазон - видение, откровение) «если возжелаете [тоаву – намек на месяц Ав] и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» [причем Тов гануз начинается уже 17-го Тамуза, «созревает» в течении 22-х дней теснин достигая пика 9-го Ава, как мы увидим в дальнейшем].
Оптимизм цадика
Мы верим, что есть некое благо даже в тяжелый период разрухи, но что это за благо? Чтобы лучше это понять, расскажем об одном из величайших мудрецов Израиля по имени Нахум Иш Гам зу, получившим свое имя благодаря тому, что он всегда неизменно говорил «И это к добру – гам зу летова», что бы с ним ни случалось, и так рассказывается об этом в Талмуде:
Однажды возникла необходимость послать дар римскому императору, чтобы он стал лучше относиться к евреям. Выбрали для этой цели Нахума Иш Гам зу, послав его с полным сундуком драгоценных камней и жемчуга. На полпути Нахум остановился переночевать в одном из домов, хозяин которого тайком вытащил из его сундука все драгоценности и вместо них наполнил сундук землей. Обнаружив это уже по дороге в Рим, Нахум спокойно произнес: «гам зу летова»… Когда он добрался до императора и отдал ему сундук, то император, обнаружив, какой «подарок» ему послали евреи, разгневался и решил казнить посланца за наглость. Однако и тут Нахум снова произнес: «гам зу летова»…И тогда вмешался пророк Элияу, который был специально послан с Небес в образе одного из министров, и сказал царю: возможно, это чудесная земля, с которой Авраам Авину, праотец евреев, воевал с врагами, и когда он ее бросал вверх, то она превращалась в мечи и стрелы. Испытали этот «подарок» на поле боя и обнаружили, что это оружие удивительно удачное, приносящее победу.
После этого император велел наполнить сундук драгоценностями, и все проводили Нахума с большим почетом (продолжение истории читайте в Талмуде).
Источник: http://sinagoga.kiev.ua