Зимний месяц шват — одиннадцатый в еврейском календаре. В этом месяце празднуется Ту би-Шват («Новый год деревьев»). Согласно школе Гиллеля, он приходится на пятнадцатый день месяца шват. Другая традиция, связанная со школой Шамая, считает «Новый год деревьев» первым днем швата.
В древности на Ту би-Шват было принято отделять десятую часть плодов в пользу коаним (первосвященников). На праздничный стол клали семь плодов земли, которыми славится Земля Израиля. Это маслины, финики, виноград, инжир, гранат, пшеница и рожь.
Пятнадцатый день одиннадцатого месяца, на который приходится Ту би-Шват, символизирует одно из имен Всевышнего — hавая. Его первые буквы «йуд» и «hей» соответствуют цифрам 10 и 5. Их сочетание в числовом эквиваленте дает 15 и символизирует скрытый уровень соединения. Тайна имени haвая, таким образом, есть тайна Древа Жизни, древа месяца шват. В Сефер Йецира говорится, что каждому месяцу соответствует отдельная буква ивритского алфавита, одно из колен Израилевых, собственный знак зодиака, а также связанные с ним человеческое чувство и часть тела. Символами месяца шват принято считать: буква — «цадик», знак зодиака — Водолей, колено Израиля — Ашер, чувство — вкус еды, человеческий орган — желудок.
Буква «цадик»
Символика буквы «цадик» очевидна из ее названия. Цадиками называют праведников, духовных лидеров отдельных общин и всего народа. «Цадик — основа мира», — говорится о них. У каждого поколения народа Израиля обязательно есть свой цадик. Он живой символ Древа Жизни, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Там столько же деревьев, сколько было праведных душ на Земле.
Если посмотреть на букву «цадик», то сама ее форма напоминает дерево. С другой стороны, в Торе человек называется не иначе, как Эц а-саде, («полевое дерево»). Сложим цифровые значения букв этого слова: «айн» — 70, «цадик» — 90, «hей» — 5, «син» — 300, «далет» — 4 и «hей» — 5. В сумме получится число 474, которое можно разложить на «далет» — 4, «айн» — 70, «тав» — 400. Сочетание этих цифр называется Даат. Оно символизирует знание — уникальное достояние человека и особенно цадика. Даат заключает в себе присущую людям силу интеллекта. Именно эта сила должна определять его эмоции, мысли и поведение. Месяц шват — это время, когда обновляется духовная связь между поколением и его цадиком, Древом Жизни и его современниками.
Знак зодиака Водолей
Месяц шват и Новый год деревьев приходятся на время, когда зимняя влага начинает питать почву и корни деревьев, вновь принося им жизнь. Водолей символизирует собой орошение. Корень «-д'ли-» в этом слове означает орошение, он переводится как «поднимать», как, например, в выражении «поднимать глаза». Символом предшествующего швату месяца тевет, как известно, считается буква «аин», что в свою очередь переводится как «глаз». Если соединить буквы «аин» и «цадик», получится «эц» — дерево.
Основатель движения хасидизма Баал Шем Тов говорил, что встреча с человеком, несущим кувшины с водой, — очень хороший знак. Истинным же выражением такого человека можно считать, как раз, цадика.
Поскольку вода символически обозначает Тору, месяц шват знаменует начало нового года, в течение которого можно изучать Тору. Вкушение плодов в праздник Нового года деревьев служит символом приобщения к плодам мудрости Торы. Также и вода в месяц Шват — это не что иное, как сладчайшая вода Торы.
Колено Ашер
Ашер был сыном Якова. Его имя означает «удовольствие» и «счастье». Благословляя сына своего, Яков сказал: «Тучен хлеб его, и он доставлять будет яства царские». Вот почему месяц шват принято связывать со вкусом еды.
Часть Израиля, находившаяся под властью Ашера, была богата оливковыми рощами, дающими целебное масло. Поэтому символом Ашера является оливковое дерево — шестое из тех, что растут в Земле Обетованной. В Каббале оно называется сефира йесод, что можно также перевести как «основа», или цадик («основа мира»). Именно оливковое дерево дает семя, именуемое цадик, и из этого семени должно вырасти благословенное поколение еврейских душ.
Чувство: вкус еды
У цадика существует особое отношение к еде. Ибо сказано: «Цадик ест, дабы насытить душу». Поскольку известно, что «желудок грешника всегда голоден», цадик, настроенный на духовное, насыщается, радуясь малому, а плотский грешник никогда не бывает сыт.
Само слово «жизнь» в Торе означает удовольствие. Истинное удовольствие получает цадик, вкушая от Древа Жизни. Это несказанное удовольствие проистекает из Б-жественных источников света и жизненной силы, содержащихся в пище, которую он ест. При этом, пребывая в просветленном состоянии, он постоянно помнит, что «не хлебом единым жив человек», то есть не только материальным, но «всяким, что исходит из уст Б-га».
Известно, что великим удовольствием считается вкушение пищи в праздник Субботы (Шаббат). Слово, которое можно перевести с иврита как выражение «дабы насытить душу», связано с числом «семь», и, таким образом, напоминает, что Шаббат празднуется в седьмой день недели. В книге Зоар цадик называется Шаббат. Это вовсе не случайно. Ведь в течение всей недели праведный человек ощущает влияние Субботы. Да и само слово «шват» легко можно преобразовать в «шаббат». Ведь буквы «тет» и «тав» в иврите фонетически взаимозаменяемы.
Орган желудок (куркаван)
«Куркаван пережевывает», — говорят наши мудрецы. Не нужно объяснять, какая взаимосвязь существует между желудком и вкусом еды. Процесс пережевывания, как известно, одна из важнейших составных частей пищеварительного процесса. Пережевывание кусков пищи необходимо для того, чтобы смогла проявиться содержащаяся в них искра Б-жественной жизненной силы. При этом желудок «вкушает» внутреннюю суть еды, без чего невозможно ощутить всей полноты вкуса еды во рту и получить полноценного удовольствия от пищи.