24 тевета 5573 года (9 января 1812 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шнеура-Залмана бен Боруха из Ляд (Алтер ребе).
Основатель движения Хабад Алтер ребе (также известен как Баал ѓа-Тания, по названию своего главного труда — книги «Тания») в 1812 году был вынужден бежать из Ляд в связи с началом наполеоновского нашествия. Спустя три месяца Алтер ребе и его спутники прибыли в деревню Пена Курской области. Жители Пены (это была большая деревня, почти в 300 дворов, однако в связи с началом войны многие дома пустовали) дали питание и дрова всем прибывшим, но в суровых зимних условиях здоровье 68-летнего Алтер ребе пошатнулось и 24 тевета, на исходе субботы недельной главы «Шмот», рабби Шнеур-Залман покинул этот мир.
Алтер ребе перевезли в город Гадяч, где находилось ближайшее еврейское кладбище. Кроме того, говорят, что Алтер ребе просил захоронить его именно в Гадяче, потому что тамошнее кладбище было местом погребения многих нистарим — тайных праведников-кабалистов.
24 тевета 5597 года (1 января 1837 года) — Землетрясение в Цфате. Это катастрофа опустошила северные районы Израиля. В Цфате погибло 4000 евреев, в Тверии — почти 1000. Многие из уцелевших, лишившись крова и заработка, перебрались в Хеврон, где десятью годами поселились хасиды второго Любавического ребе Мителер ребе и имелась крепкая община.
25 тевета 3448 года (313 год до н.э.) — Посещение Иерусалима Александром Македонским. В этот день произошла знаменитая встреча Шимона ѓа-Цадика (праведника Шимона) и македонского правителя Александра Великого. Самаритяне, заклятые враги евреев, убедили Александра, что отказ евреев установить его изображение в Храме является попыткой бунта против власти и что Храм необходимо разрушить.
Первосвященником (коѓен ѓа-гадоль) в те годы был Шимон ѓа-Цадик, последний из мужей Великого Собрания, один из тех людей, кто вместе с пророками Эзрой и Нехемией отстраивал Храм и возрождал еврейскую жизнь в Эрец-Исраэль. Александр во главе войска двинулся на Иерусалим. Рабби Шимон в одеждах первосвященника, сопровождаемый делегацией видных сановников, отправился поприветствовать царя. Две группы двигались навстречу друг другу целую ночь и на рассвете встретились. Завидев первосвященника Александр соскочил с коня и склонился перед ним, пояснив окружающим, что перед боем ему часто являлся похожий человек.
Первосвященник провел царя в Храм и объяснил, что иудаизм запрещает установку в Храме каких-либо изображений, и предложил, как доказательство преданности и для прославления имени царя, называть всех мальчиков, которые родятся семьях иерусалимских священников в этом году — Александрами (с этого момента имя «Александр» стало традиционным еврейским именем).
25 тевета 5319 года (4 января 1559 года) — Первая публикация книги «Хавот ѓа-левавот». «Хавот ѓа-левавот» («Обязанности сердца») — знаменитый трактат рабби Бахьи бен Йосефа ибн Пакуда (рабейну Бехайе). Книга была написана на арабском языке и называлась «Китаб ал-хидайя ила фараид ал-кулуб» («Книга наставлений об обязанностях сердца») и была переведена на иврит знаменитым переводчиком Йеѓудой ибн Тибоном, оказав значительное влияние на всю последующую литературу и поэзию. Ну и, конечно же, книга «Ховот ѓа-левавот» веками служила евреям практическим руководством в вопросах нравственного поведения. 27 тевета.
5648 года (11 января 1888 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шимшона-Рафаэля Гирша. Рабби Шимшон-Рафаэль родился в Гамбурге в 1808 году и был главным раввином княжества Ольденбург, Эмдена, Моравии и Австрийской Силезии, Франкфурта-на-Майне. Во время революции 1848–49 гг. он был избран в австрийский рейхстаг и стал председателем комитета по борьбе за гражданские и политические права евреев Моравии.
Он жил в годы, когда идеи движение «Просвещения» и реформаторства, призывавшие евреев к ассимиляции все сильнее овладевали немецкими евреями. Специально для них рабби Гирш издал «19 писем об иудаизме» и книгу «Хорев, Или этюды об обязанностях Израиля в диаспоре», разъяснявшие моральные принципы иудаизма. Эти труды заложили основы неоортодоксального течения в иудаизме.
В своей деятельности рабби Гирш стремился осуществить ставший девизом возглавляемой им общины принцип Тора им дерех-эрец — сочетание религиозных предписаний с участием в жизни окружающего нееврейского общества.
28 тевета 3680 года (81 год до н.э.) — Изгнание саддукеев из Санѓедрина. Рабби Шимону бен Шетаху удалось вывести цдуким (саддукеев) — последователей секты, отрицавшей Устную Тору и авторитет мудрецов, из состава высшего еврейского законодательного органа Санѓедрина. До определенного момента саддукеи составляли в Санѓедрине большинство, однако рабби Шимону удалось одержать победу при помощи прушим (фарисеев) сохранивших верность Торе.
28 тевета 5640 года (12 января 1880 года) — День рождения ребецн Ханы, матери Ребе. Ребецн Хана родилась в Николаеве и ее отцом был раввин Николаева рабби Меир-Шломо Яновский, а матерью — ребецн Рохл, дочь рабби Ицхака Пушнича, раввина города Добрянка. В 1900 году она вышла замуж за рабби Леви-Ицхака Шнеерсона и в 1902 году у них родился первенец Менахем-Мендл (наш нынешний Ребе).
Источник: http://www.chabad.odessa.ua