Шабат, который начинается вечером 26 марта, имеет особый статус в еврейской традиции, эта суббота названа «Великой», или, на святом языке, «Шабат а-Гадоль», и именно она открывает празднование Освобождения, Исхода из рабства.
Первая «Великая суббота» произошла за несколько дней до Исхода евреев из Египта. В том году она пришлась на 13-е число месяца Нисан. В начале нисана Вс-вышний приказал евреям: «В десятый день этого месяца пусть возьмет себе каждый по ягненку на семейство... И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня этого месяца, и тогда пусть зарежет его все собрание общества Израиля» (Шмот, 12).
Вот что сказано в «Сефер га-пардес», книге, согласно традиции, написанной великим Раши (р. Шломо Ицхак): «В этот день, десятого Нисана, в субботу, предшествовавшую освобождению, евреи выбрали себе ягненка для пасхального жертвоприношения. Они сказали себе: «Вот, сейчас мы принесем в жертву идола, которому поклоняются египтяне, и те не решатся напасть на нас». Вс-вышний сказал им: «Вы увидите сейчас чудо, которое Я совершу для вас. Выберите каждый себе ягненка и держите его при себе до четырнадцатого Нисана».
Когда египтяне увидели, что делают евреи, они попытались отомстить за своего идола, однако их немедленно поразили ужасные болезни, они корчились в страшных муках и не могли причинить вреда евреям. Поскольку в этот день Всевышний совершил чудеса для Израиля, суббота перед Песахом была названа Великой субботой. Так учил рабби Авраам, да будет райский сад его уделом».
Эта заповедь – приготовить ягненка за четыре дня до принесения его в пасхальную жертву – была дана для исполнения в год Исхода из Египта, и она не распространяется на последующие поколения.
В честь этого чуда и названа эта суббота Шабат а-Гадоль. Почему же именно суббота отмечается в честь случившегося чуда? Потому что, если бы не суббота, не обратили бы египтяне никакого внимания на действия евреев. И лишь потому, что знали египтяне о том, что в субботу евреи не прикасаются к животным, удивились они и спросили: «Зачем вам ягнята?». Так евреи оказались в опасности, и Вс-вышний послал им спасение.
Обычаи «Шабат а-Гадоль» отличаются в различных общинах, однако в большинстве из них считается важным исполнить следующее
– Принято повторять законы Песаха и читать часть пасхальной Агады.
Во многих общинах принято добавлять в Великую субботу к утренней молитве Шахарит стихотворные отрывки-пиютим, большая часть которых посвящена законам праздника Песах. Таким образом все члены общины как бы еще раз «повторяют» сложнейшие законы, связанные с хамецем и мацой, а также другие галахические установления.
В Шахарит включаются отрывок Бархи нафши и пятнадцать Псалмов Шир га-маалот, читаемые во все остальные зимние субботы в молитве Минха, а также фрагмент Пасхальной Агады, начинающийся со слов «Мы были рабами Паро в Египте» и заканчивающийся словами «Чтобы искупить все наши грехи» – поскольку именно в Великую субботу началось освобождение.
Некоторые авторитеты объясняют обычай читать в этот день часть Пасхальной Агады тем, что следует заранее знакомить с ней подростков, чтобы наилучшим образом исполнить заповедь Торы «Будешь рассказывать своему сыну (о том, как Всевышний вывел Израиль из Египта)» в пасхальную ночь. Этот последний обычай не получил распространения в сефардских общинах. Следует отметить, что Виленский Гаон, рабби Элиягу, также никогда не читал Пасхальную Агаду в Великую субботу.
– Еще со времен танаев и амораев существует следующий обычай – раввин в синагоге читает лекцию о подготовке к Песаху.
Во времена Мишны и Талмуда практически во всех еврейских общинах мира было установлено, что в Великую субботу крупнейший ученый раввин города выступает перед всеми его гражданами. В большой речи он дает им наставления и предписания как общего характера, так и практические, объясняет предпасхальные законы очищения посуды, уничтожения хамеца и изготовления мацы – чтобы жители города, не дай Б-г, не допустили какой-нибудь ошибки, поскольку после наступления Песаха никакая, даже ничтожная примесь запрещенного хамеца не может быть аннулирована. Принято включать в это выступление различные увлекательные истории, связанные с Великой субботой и Песахом.
Если исход Великой субботы совпадает с началом праздника Песах, в некоторых общинах переносят выступление раввина на предыдущую субботу, поскольку законы, о которых он рассказывает, должны быть применены в ходе подготовки к празднику. В случае, когда Великая суббота непосредственно предшествуют Песаху, все приготовления к празднику завершаются до ее наступления.
– Существует древняя традиция: на исходе Великой Субботы печь хлеб из муки, предназначенной для изготовления мацы, и раздавать его нуждающимся.
Этот хлеб называют «хала бедняка» (по аналогии с другим названием мацы – «хлеб бедняка») или «хала синагоги» и делят между бедняками. Люди побогаче пекут больше, победнее – меньше. Один из наших мудрецов писал: «Когда этим обычаем начали пренебрегать, на урожай пало проклятие».
Магаршаль из Люблина так объяснял этот обычай: «Каждый еврей должен съесть до наступления Песаха немного хлеба, изготовленного из муки, предназначенной для печения мацы. Для чего? Чтобы можно было предположить, что даже если в муку попало небольшое количество хамеца, он был сосредоточен именно в той ее части, которая была съедена до Песах».
Существует мнение, что обычай печь «халу бедняка» лишь в небольшой степени связан с соображением, о котором учил Магаршаль. На самом деле эту халу делили между бедными для того, чтобы исполнить заповедь помощи нуждающимся, и заслуга выполнения этой важнейшей заповеди помогала справиться с труднейшей задачей истребления хамеца и подготовкой к Песаху.
Источник: http://www.sinagoga.kiev.ua/node/14662