Почему мы приехали сюда, в Израиль? Нам довольно часто задают этот вопрос, а иногда мы задаем его сами. Естественнее всего ответить на него по-еврейски — вопросом: а где же нам еще быть? Израиль — еврейское государство, а мы — евреи.
По существу ответ правильный. Но далеко не полный. Давайте продолжим этот диалог.
Понятно, мы — евреи. А почему нам, разбросанным среди других народов, не решить (не сегодня, а сотни или тысячи лет назад): откажемся от еврейства, от принадлежности к еврейскому народу, примем то, что принимают другие, будем вести себя как они и растворимся, так сказать, в других народах. Но мы этого не сделали, хотя «вразумить» нас пытались костром, мечем и пулей. Более того — нас соблазняли выгодами и привилегиями. Но — ничего не помогло. И сегодня мы все тот же народ, что и тысячелетия назад, — дети Авраама, Ицхака и Яакова, и живем мы снова на своей земле, земле Израиля. Отдельные евреи, ушедшие таки к чужим, всеми забыты, исчезли в пучине истории и, если проанализировать их жизнь как следует, наказаны судьбой… А мы живем.
Так почему же мы остались евреями? Только потому, что уйти от своих — это предательство? Но разве француз, принимающий — через несколько поколений после переселения его предков в Англию — английскую культуру, предатель? Нет, конечно. А ведь вся английская аристократия состоит из таких французов. Значит, в нашем случае решающим является нечто другое. Те, кто получил еврейское образование, знают, а многие из нас, советских евреев, пока еще не слишком еврейски грамотных, интуитивно чувствуют, что перестать быть евреями означает потерять нечто важное, нечто особенное…
Мы с вами являемся потомками выдающихся людей — первого еврея Авраама, его сына Ицхака, его внука — Яакова и его (Яакова) двенадцати сыновей. Мы прошли через горнило египетского рабства и вышли из Египта с тем, что Всевышний обещал Аврааму: с — «огромным богатством», иначе говоря, мудростью Торы. Но вышли мы не как группа людей, а как народ, с особым заданием. Для того, чтобы мы могли жить как особенный народ и выполнить это задание, Всевышний выделил нам землю — Эрец Исраэль, страну Израиля.
Отличительные черты Эрец Исраэль
Элементарная логика этих событий должна привести нас к выводу, что страна наша — Эрец Исраэль — страна особая. Даже при поверхностном взгляде на нашу историю и на наш сегодняшний день легко в этом убедиться.
Давайте коснемся хотя бы нескольких особенностей нашей земли, отмеченных в Торе или в словах пророков, проанализированных нашими мудрецами, и сопоставим это с состоянием дел на сегодня.
1. Эрец Исраэль — (эрец хемда) — желанная страна. Так определил ее Всевышний устами пророка Йермиягу (Книга Йермиягу, гл. 3). Действительно, никогда евреи не переставали тосковать по этой земле, никогда не забывали ее, никогда не оставляли надежду туда вернуться. Эрец Хемда… И грозным отражением этого качества была история страны Израиля: один за другим приходили захватчики, они боролись за нее друг с другом, они (и христиане, и мусульмане) сделали ее своим духовным центром и до сих пор не могут успокоиться и признать, что у этой земли было и есть только одно название — Эрец Исраэль.
2. (эрец това у-рехава) — земля хорошая и широкая. Это (Шмот, гл. 3) только одно из многих мест в Торе, где земля Израиля определяется как плодородная (това) и достаточная для заселения всех евреев (рехава). Люди, не знающие нашу историю, обычно с трудом соглашаются с таким определением. Однако если мы обратимся к фактам прошлых лет, то выяснится, что были периоды, когда на земле Израиля проживало в несколько раз больше евреев, чем сегодня, и при этом страна экспортировала сельскохозяйственную продукцию! Ниже мы коснемся некоторых факторов, определяющих плодородие земли Израиля, а пока скажем только, что земля наша необычайно чувствительна (если можно так выразиться) к истинным потребностям народа, живущего на ней…
3. (шмама, шейеш ба браха) — бесплодие, которое на самом деле благословенно. В предсказании исторического процесса, согласно которому будет период галута (изгнания), Всевышний так сказал (Ваикра, гл. 26): «…А землю эту превращу Я в бесплодную пустыню».
Все, что касается галута, конечно, является наказанием нашему народу, кроме — неожиданно! — одного обстоятельства: превратив землю Израиля из цветущего сада в бесплодную пустыню, Всевышний держал ее в этом состоянии все время галута — вплоть до начала массового возвращения евреев на свою родину (примерно сто лет тому назад).
Никакие захватчики — византийцы, крестоносцы, арабы — не смогли возвратить плодородие этой земле и тем самым укрепиться на ней! Так было предсказано в Торе, так и получилось. И если сегодня только часть нашей земли обрела плодородие, то это так понятно — ведь только часть нашего народа вернулась на свою землю.
4. (Эрец арим у-вкаот) — страна гор и долин.
Это место в Торе (Дварим, гл.11), где — в контексте всей главы — говорится о большом земледельческом потенциале страны Израиля, на первый взгляд представляется странным: горы — не то, что в таких случаях принято хвалить. Но наши мудрецы, талмидей хахамим, указали в Талмуде, что таким образом Всевышний раскрыл суть земли Израиля: в ней, относительно небольшой стране, расположены различные климатические районы, каждый из которых может быть необычайно плодородным и давать плоды своего, особого свойства. Таких районов — двенадцать, по числу сыновей Яакова, от которых пошли двенадцать основных типов евреев (двенадцать колен Израиля, как их иногда называют). Это — и царственное величие колена Иегуды, и погруженность в Тору колена Иссахара, и деловой размах колена Зевулуна, и солидная хозяйственность колена Ашера. Каждому колену выделена часть Эрец Исраэль, наиболее подходящая для раскрытия духовного потенциала каждой этой общности-колена.
Вот как 3200 лет тому назад земля Израиля была поделена между потомками сыновей Яакова (названия городов я привожу современные). От Иерусалима и южнее — колено Йегуды. Оно занимало всю южную часть Эрец Исраэль, отсюда название — Иудея. Внутри него, вокруг Беэр Шевы, жило колено Шимона. От Иерусалима и севернее (километров на 30) — колено Биньямина. К Западу от него — вокруг Тель-Авива — колено Дана. Севернее Биньямина (до широты Натании) — колено Эфраима. Между Натанией и Хайфой (на западе, на востоке граница переходила Иордан и простиралась далеко к востоку от реки) — колено Менаше. От Хайфы и на север вдоль морского побережья — почти до Бейрута — колено Ашера. К востоку от Хайфы — область колена Зевулуна, у озера Кинерет, примерно от Тверии до Цфата, жило колено Иссахара. Территория от Цфата и к северу — за горы Хермона — принадлежала колену Нафтали.
Мы уже отметили, что колено Менаше расположилось по обе стороны реки Иордан. На востоке от Иордана находились и другие два оставшиеся колена: к югу от Менаше — колено Гада (т.е. от уровня географической широты Натании и вниз, к югу — до начала Ям Амелах (Мертвого моря). А еще южнее, т.е. к востоку от Ям Амелах, — колено Реувена.
Земля Израиля: возвышенная и духовная
Внимательный читатель мог заметить, что целое колено — потомки Леви — было «забыто». Но ошибки тут нет. Колено Леви (левиты, как их иногда называют) не получило собственного удела. Левиты, эти учителя народа, которым еще было поручено нести посменно службу в Храме, были «рассеяны» по всей стране Израиля.
И еще одну функцию выполняло это колено, быть может, наиболее важную. Хотя они и трудились на благо общества, но мудрые законы Торы не определили им «твердого оклада». Нет, обучая людей, служа им и молясь за них, левиты должны были иметь уровень жизни, являвшийся функцией от уровня жизни всего общества. Ибо общество давало им (маасер) — десятую часть урожая. Это помогало левитам полнее ощущать связь с судьбой народа, которому они служили. И это помогало каждому еврею обретать этот бесценный дар — умение отдавать, а через это возвышаться и глубже постигать то, о чем просил нас Всевышний: «Приведу Я вас в землю хорошую, но и вы должны помнить: не хлебом единым жив человек, а по слову Всевышнего (на самом деле) живет он».
И здесь-то мы и подходим к нашей теме — Новому году деревьев. Еврейские праздники имеют одну цель — помочь подняться еще на одну духовную ступеньку. Не через отрицание окружающего мира, не через презрение к «земному», а через очищение его и возвышение, через облагораживание и освящение должен идти еврей к вершине духовности, делающей человека Человеком: не хлебом единым жив человек, а по слову Всевышнего живет он.
И чтобы помочь нам в этом, выбрал Всевышний, Творец мира, из всех стран именно эту — Эрец Исраэль, страну, потенциал которой безграничен, которая, если только мы этого достойны, «»течет молоком и медом«. Но для этого нам нужно уметь отдавать и освящать.
Отдавать. Все, что выращено нами на земле Израиля, — выращено не только для нашего потребления, но и для того, чтобы закрепить и укрепить наше умение отдавать.
Снят урожай — и столько-то (желательно около двух процентов) нужно было отдать коэну (священнику). Называлось это — отделить труму (« » — возношение).
Затем — десятая часть, маасер, как уже указывалось, отдавалась левиту.
Затем — десятая часть от оставшегося, « », маасер шени, откладывался в сторону с тем, чтобы в праздник всей семьей прийти в Иерусалим и использовать ее для праздничной трапезы, на которую приглашали также нуждающихся и левитов. В третий же и шестой годы семилетнего цикла этот маасер полностью отдавался бедным. В седьмой же год (год шмиты) весь урожай вообще принадлежал народу — хозяин не мог продать его или отложить про запас — им пользовались все.
Здесь перечислены только некоторые из законов Торы, помогающие человеку отдавать. Во всей своей полноте эти и другие законы, связанные с землей Израиля, могли выполняться, только когда в Иерусалиме стоял Храм. В наши дни, пока третий Храм еще не построен, раввинат Израиля и отдельные раввинские суды участвуют вместе с земледельцами в отделении определенной доли урожая. Это и засчитывается сегодня, при отсутствии Храма, как выполнение заповеди о трумот и маасерот. Только после того, как это сделано, и земледельцы, и все мы, простые потребители, можем есть плоды земли Израиля.*
* В задачу этой книжки не входит описание всех мицвот — заповедей, связанных с землей Израиля, а также деталей выполнения этих мицвот. Все эти заповеди приводятся в Торе; подробности их соблюдения детально разработаны нашими учителями в Талмуде, многие тома которого посвящены анализу этих заповедей и описанию величия земли Израиля.
Пятнадцатый день Швата - Новый год деревьев
Итак, подведем некоторые итоги. То, что нам обычно представляется будничным, хотя и очень важным, «земным» (!) делом — обрабатывать землю, выращивать урожай и кормить народ — для нас, евреев, оказывается неразрывной частью величайшей духовной задачи, возложенной на нас Всевышним, — быть лоцманским корабликом, провести через бурные воды бушующего океана истории, не сбившись с курса, караван разбросанных по волнам судов — другие народы — к конечной цели: признанию всем человечеством Всевышнего как единого Творца, управляющего миром путем Высшей Справедливости, по открытым нам в Торе законам.
И поэтому даже земля, выделенная Им еврейскому народу, оказывается «пропитанной» духовными элементами. Она живет и переживает вместе с нами — и наши подъемы (помогая нам — ) и наши падения (поддерживая нас - ).
Поэтому плоды ее, нашей земли, — не просто зерновые, овощи и фрукты, они прежде всего плоды, рожденные на нашей земле, духовные частички, делающие нашу жизнь возвышеннее и осмысленнее.
Тора особенным образом выделяет плодовые деревья. И действительно, разберем такой вопрос: как же получается, что в конце зимы мы отмечает некий Новый год, да еще будто бы не наш собственный, а деревьев?
Мы уже знаем, что одну десятую часть урожая евреи во времена Храма отдавали левитам, а вторую — съедали в Иерусалиме или отдавали нуждающимся. Поскольку основная суть этой заповеди — поделиться тем, что пришло к тебе в этом году, надо определить, когда именно начинается год. Тогда все, что пришло к нам до начала Нового года, — относится к прошлому году и от этого урожая соответствующим образом отделяют маасерот, а все, что после Нового года, — есть урожай нынешнего года, естественно, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Наши мудрецы установили, что земля Израиля как бы пробуждается от зимней спячки в месяце — Шват , пятом месяце после Рош-а-Шана (напомним названия этих первых пяти месяцев года: Тишри, Мархешван, Кислев, Тевет, Шват). За предшествующие два месяца обычно выпадает достаточное количество дождей, и в деревьях пробуждается животворная сила, они к этому времени уже полностью готовы к плодоношению.
Мудрецы установили и точную дату: пятнадцатый день месяца Шват. Поэтому все плоды, завязавшиеся до этого дня, относятся к прошлому году, а остальные — к нынешнему. Таким образом, считается, что пятнадцатое Швата — Новый год деревьев. Поскольку число пятнадцать в алфавитном написании обозначается как , то установилось традиционное название праздника: , которое произносится как ту би-шват. Не будучи «полным праздником», как, например, Песах или Сукот, Ту би-шват в еврейской традиции — день праздничный, со своим настроением и обычаями. По сути он является праздником Эрец Исраэль, земли Израиля. И не удивительно, что уже сотни и сотни лет во многих синагогах и ешивах в этот день раввины и учителя изучают и преподают законы и обычаи, связанные с землей Израиля, а в перерыве устраивают трапезы, главным элементом которых являются плоды деревьев, и особенно плоды, выращенные на земле Израиля.
Обычаи Ту би-шват
* Вечером семья собирается за праздничным столом, украшенным многочисленными фруктами. Многие считают важным собрать пятнадцать видов фруктов, а некоторые — даже тридцать видов! (Фрукты на иврите: — плоды дерева, орехи входят в их число, а бананы — нет.)
* Мы уже говорили, что возвышение «земного» происходит через отделение и освящение. Об отделении — трумот и маасерот — было рассказано в какой-то степени подробно. Что же такое — освящение?
Освящать. Чтобы подняться над потребительской частью еды, мы произносим перед едой браху — благословение. В данном случае — перед тем, как съесть фрукт, — произносят:
(Барух Ата А-донай Э-лоэйну мелех аолам, боре при аэц) — «Благословен Ты, Всевышний, творящий плод дерева».
На столе в Ту би-шват всегда много плодов. С каких начать? Общее правило: каждый начинает с самых любимых. Но если на столе находятся плоды, которыми славится земля Израиля (и которые упомянуты в Торе), то принято начинать с них (вся еврейская традиция пронизана уважением к земле Израиля!).
Что же это за особенные еврейские плоды? Маслины, финики, виноград, инжир, гранат.
* После того, как произнесена (браха) — благословение — на один из фруктов, на остальные во время этой трапезы браху уже не произносят.
* В синагогах к молитвенной службе не добавляются никакие специальные молитвы, однако из всех ежедневных молитв устранены те части, которые считаются «печальными».
* В Торе установлено и наши учителя разъясняют, что единственное подходящее место жизни для каждого еврея — страна Израиля. Это, безусловно, сама по себе важная тема, достойная отдельного обсуждения. Здесь же отметим, что внутри этой заповеди — жить в Израиле — есть и такая маленькая, казалось бы, деталь: человек должен посадить дерево на земле, данной нам Всевышним для заселения.
Поэтому сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев.
* * *
Рассказ о Ту би-шват хорошо завершает небольшой отрывок из Талмуда (трактат Таанит).
Шел однажды человек в жару по пустынной дороге — изголодавшийся и усталый. И вдруг увидел дерево, плоды которого были сладки, в тени которого прохладно и рядом с которым протекал прозрачный ручей.
Утолил человек жажду, поел сладких плодов и отдохнул в тени. А перед тем, как вновь отправиться в путь, обратился он к дереву и сказал: «Дерево, дерево, как мне благословить тебя?
— Чтобы плоды твои были сладки? Так они уже сладки.
— Чтобы в тени твоей людям было хорошо и прохладно? Так это уже и теперь так.
— Чтобы ручей протекал здесь и поил бы тебя и людей? Так ведь течет здесь ручей.
Вот как я хочу благословить тебя:
— Пусть все деревья, которые вырастут из семян плодов твоих, будут такими, как ты…«