Двести двенадцать лет назад, 19 кислева 5559 года от сотворения мира (27 ноября 1798 года), рабби Шнеур Залман, основатель хасидского движения ХАБАД, был освобождён из заключения в Петропавловской крепости. Освобождение рабби Шнеура Залмана стало своего рода знаком официального признания движения хасидизма в Российской империи. С того времени исчезли последние препятствия на пути распространения учения Баал Шем Това — учения хасидизма. В этот день из года в год хасиды празднуют День Освобождения, хасидский Новый год.
Кто он — рабби Шнеур Залман? За какие «преступления» духовный еврейский лидер попал в немилость и оказался на скамье подсудимых? Почему власти решили его оправдать? И что особенного в его освобождении?
18 элула 5505 года от сотворения мира (15 сентября 1745 года) в белорусском местечке Лиозно у молодых родителей Боруха и Ривки родился мальчик. Ему дали имя Шнеур Залман.
Уже в возрасте 13 лет он был увенчан титулом гаона (гения). Так записано в общинной книге городка Лиозно. Но и гению нужен учитель. Никто в местечке не брался учить мальчика, знавшего больше любого учителя. Шнеур Залман стоял перед трудным выбором — к кому поехать учиться. Дорога привела его (как в русских былинах) к дорожному камню на развилке («налево пойдешь…, направо пойдешь…»).
Первая дорога — в Вильно к великому гаону Элияху, вторая — в Межерич, к ученику Баал Шем Това Магиду. Виленский гаон не знал себе равных в учении, в его устах оживала каждая буква Талмуда, для него не было тайн ни на небе, ни на земле. Межеричский Магид учил людей молиться, учил искать и находить в этом мире Творца.
У дорожного камня-указателя сделал рабби Шнеур Залман главный выбор своей жизни. «Учиться я умею. Пора познать вкус настоящей молитвы», — рассудил он. Так рабби Шнеур Залман оказался в новом и непривычном для него мире хасидизма (Ребе Исраэль Баал Шем Тов открыл людям свое учение несколькими десятилетиями раньше).
С первых дней своего существования хасидизм поверг в прах ставшую привычной в еврейском мире иерархию. Раньше слова «простой еврей» звучали в устах ученых весьма презрительно, а хасиды от всякой спеси отказались.
Спесивому ученому хасидизм говорил: «Это очень хорошо, что ты семь раз прошел весь Талмуд. Но сколько раз Талмуд прошел сквозь тебя?» Учеба, как принято у евреев из поколения в поколение, осталась важнейшим делом. Но в глазах хасидов она перестала быть самоцелью. «Главное — реальное действие, — повторяли учителя хасидизма, — Одно доброе дело важнее тысячи вздохов». Мера близости еврея ко Всевышнему не всегда пропорциональна сумме его формальных знаний.
Тому же, кто чувствовал себя неполноценным, отверженным евреем только потому, что заботы о пропитании детей не оставляли у него времени для учебы, хасидизм вернул надежду. Слова Торы: «Сыновья вы Всевышнему, Б-гу вашему», — вызвали к жизни хасидскую идею о неразрывной связи с Творцом. Как не может отец отречься от любви к сыну, так и Всевышний никогда не откажет каждому из нас в отеческой любви.
Ближайшим учеником Баал Шем Това и его приемником был рабби Дов Бер, Межеричский Магид. Он был человеком небывалой учености, классическим «литовским» талмудистом. Учение Баал Шем Това отогрело его сердце и «вывернуло его кожу наизнанку».
В доме Магида родился новое течение хасидизма — учение рабби Шнеура Залмана, учение ХАБАД. Алтер Ребе, рабби Шнеур Залман, младший из учеников Магида, открыл евреям новый путь служения. Шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак, так сформулировал суть учения Алтер Ребе:
«Цель: воцарить дух над материей.
Средство: отдать сердце во власть разуму».
Именно эта идея, идея первенства интеллекта над эмоциями, и дала любавичскому хасидизму имя ХАБАД. Само слово ХАБАД представляет собой аббревиатуру трех слов — хохма, бина и даат — три уровня нашего интеллекта и три стадии познания. Акцент на интеллектуальном аспекте не случаен. Разум должен подсказать сердцу, что нужно делать, в чем заключаются наши обязанности перед Творцом, а сердце должно наполнить наше служение, наши реальные поступки живым чувством. Интеллект (ХАБАД) — это тот «ключик», который помогает раскрыть бесконечные возможности нашей еврейской души. Подробно все это изложено в книге «Тания» — одном из основных трудов рабби Шнеура Залмана.
Литовские талмудисты с большим неодобрением относились к новому хасидскому учению, которое набирало силу и популярность. Противники учения хасидизма называли себя «митнагдим» (противники) и рассматривали хасидизм как «реформистское и лжемессианское движение». Во многих литовских общинах было запрещено общаться с хасидами, пользоваться их услугами, даже вступать в брак с ними. Поначалу это противостояние ограничивалось внутриобщинными конфликтами. Но вскоре, когда стало ясно, что распространение хасидизма невозможно остановить, митнагдим пошли на крайние меры.
Донос на Алтер Ребе был сделан в 1798 году. Приличные люди доносов не читают. Но все же, чтобы понять, как попал в царскую тюрьму рабби Шнеур Залман, Алтер Ребе, имеет смысл заглянуть в один исторический документ:
«Государь великий и милосердный!
Коленопреклоненный раб, я позволю себе побеспокоить Ваше Величество своей многословной жалобой, обильно украшенной цитатами из Священного Писания…»
Что правда, то правда, донос длинный и утомительный — десятки листов злобной лжи, обильно «украшенной цитатами из Священного Писания».
Опус этот разделен на две части. В первой — разнообразные обвинения в искажении традиционного еврейского мировоззрения (эта тема, несомненно, волновала императора Павла!). Вторая часть доноса цинично и откровенно раскрывает причины, толкнувшие доносчика на это преступление.
«Теологические» претензии к хасидизму сводятся к двум десяткам пунктов и подпунктов. Перечислять их мы не будем. Скажем только, что самое главное обвинение сформулировано так:
«Они (учителя хасидизма) утверждают, что еврей должен быть весел и верить, что любовь Всевышнего всегда пребывает с ним. Опасность такого взгляда на жизнь очевидна. В наше время веселость не только неуместна, но и приводит ко всяческой наглости и свободе манер. Уверенность же в покровительстве и любви Всевышнего может привести, не дай Б-г, к тому, что евреи перестанут бояться властей и народов, оказывающих им покровительство».
Во второй части письма доносчик переходит непосредственно к делу:
«В свое время я был избран Верховным раввином Пинска и тридцати городов округи. Избрание, признаюсь, принесло мне глубочайшее удовлетворение (насчет тридцати городов он приврал: было их всего три). Из-за распространения учения секты карликов (так он называл хасидов) я потерял должность и лишился состояния».
Продолжение известно: по улицам Лиозно прогремели колеса шварце бейдл (черной кареты). Что это значит, знали в России все: в таких каретах возили осужденных на смерть. Стенки и окна кареты были обшиты стальными листами с отверстиями для воздуха. А этого арестованного, рабби Шнеура Залмана, везли с «особыми почестями» — по обе стороны от кареты скакали охранники с шашками наголо.
Пятьдесят три дня провел Алтер Ребе в тюрьме — по числу глав в первой (и основной) части книги «Тания». Ребе обвиняли в создании новой бунтарской секты и в пересылке денег во враждебное государство — Турцию. (В те дни Ребе собирал и переправлял в Эрец Исраэль — провинцию Турции — деньги для поселенцев из Белоруссии, Польши и Украины.) Следователи пытались (насколько это возможно для не имеющих представления о еврействе людей) разобраться в учении хасидизма и пришли к выводу, что оно является органической частью иудаизма и не может быть названо сектой. Было опровергнуто также обвинение в государственной измене.
Тщательное и пристрастное расследование, которым ввиду особой важности дела руководил сам министр, привело… к полному оправданию Ребе!
Много удивительных событий произошло с Ребе за этот короткий срок. Министр, проводивший расследование, превратился в горячего почитателя Ребе и даже стал тайно оказывать ему разнообразные услуги. Он самолично передавал тайные весточки друзьям Ребе, заботился о том, чтобы у Ребе постоянно была кошерная пища (первые три дня ареста из-за ее отсутствия Ребе просто ничего не ел).
За время следствия Ребе было задано 22 вопроса, касавшихся основ его учения, принципов хасидизма. Впервые Ребе пришлось объяснять основы еврейской мудрости не ученикам и приверженцам, а царским следователям, министрам и даже… самому российскому императору.
Известно, что слава Ребе была столь велика, а его святость настолько очевидна, что сам император Павел I пожелал навестить Ребе в его заключении. Он сделал это под видом простого офицера. Хотя Алтер Ребе никогда прежде не видел российского царя, он сразу почувствовал, кто перед ним, и оказал ему знаки уважения, которые предписывает еврейский закон по отношению к любому царю. С этого момента царь называл Ребе не иначе, как «Святой рабин».
На все вопросы Алтер Ребе ответил столь блестяще, что последний вопрос отпал сам собой. Говорят, что царь просто испугался задавать его. В этот момент он почувствовал, что еще немного — и Ребе убедит его не только в своей полной невиновности, которая всем уже была очевидна, но и в истинности своей веры.
Император Павел собственноручно подписал окончательное решение, которое гласило: «Его императорское Величество не нашло в поведении хасидов ничего дурного, причиняющего вред добропорядочности и спокойствию государства».
«…Великое сотворил Всевышний на земле и возвеличил Свое Имя, — писал впоследствии Алтер Ребе, — 19 кислева, в день кончины нашего святого Учителя (межеричского Магида, рабби Дов Бера), когда я читал в Книге псалмов стих »Избавил с миром душу мою…« (55:19) и до того, как я начал следующий стих, я вышел из тюрьмы с миром. И кончу с миром».
«Царство земное есть отражение Царства небесного», — поясняет Алтер Ребе свою мысль. Когда император Павел водил пером по бумаге, подписывая свое решение, его руку незримо направляла Рука Царя царей. На все времена до прихода Мошиаха Всевышний подписал оправдательный приговор Ребе и его святому Учению. Может быть, самое большое чудо — те пророческие слова из Псалмов, с которыми к Ребе пришло освобождение. Он воистину вышел «с миром» — многие из его преследователей и гонителей стали его сторонниками. Даже российский император признал его правоту.
Так в нашем календаре появилась новая точка отсчета: 19 кислева — «Рош а-Шана хасидизма» или хасидский новый год. Прошло совсем немного времени, и движение ХАБАД далеко шагнуло за пределы Белоруссии и России, распространяя источники учения Баал Шем Това по всему миру. Сегодня посланников Любавичского Ребе можно встретить на всех континентах, во многих государствах мира. И Россия — не исключение: более чем в 50 городах СНГ посланники Ребе, шлухим, продолжают «распространять источники» хасидизма, которые «открылись» 19 кислева 1798 года.
Ребе всегда молился о приходе Мошиаха и верил в то, что мы с вами — последнее поколение изгнания и первое поколение Освобождения, которое удостоится встречать нашего праведного Мошиаха вскоре, в наши дни.
Jewish.ru