Удивительно, что именно обрезание стало главной отличительной еврейской чертой. Евреи уходили в рабство и возвращались, обретали свою государственность и вновь теряли её, отстраивали Иерусалимский Храм и снова становились свидетелями его разрушения, входили в моду и выходили из нее гефилте фиш, форшмаки и магендавиды, но все эти тысячелетия заповедь об обрезании исполнялась неизменно. Так почему обрезание стало знаком завета еврейского народа с Б-гом?
В одном из мидрашей описывается спор великого еврейского мудреца рабби Акивы с Тинеусом Руфусом – римским наместником Иудеи, отметившимся особой жестокостью при подавлении восстания Бар-Кохбы и прозванным за это злодеем.
– Чья работа совершеннее: Б-га или человека? – спросил римлянин мудреца.
– Человека, – к невероятному удивлению наместника ответил рабби Акива и пояснил на примере обрезания, как человек усовершенствует творение Б-га.
А когда наместник потребовал доказательств, то мудрец попросил принести пригоршню зерен пшеницы и хлеб.
– Зерна – работа Творца, а хлеб – работа человека. Но ведь хлеб намного вкуснее сырых зерен! – сказал рабби Акива.
– Но если Б-гу действительно угодны обрезанные, так почему Он сразу не сотворил человека таковым? – возразил Руфус.
– Всевышний создал человека несовершенным, чтобы тот мог вырасти, – ответил мудрец.
Римляне, греки и другие народы Древнего мира обожествляли природу и природные явления: солнце и луну, море и небеса, времена года, поля и даже деревья. Для евреев же Он всегда существовал вне рамок природы и мироздания. Если вдуматься, значительная часть качеств, относящихся к природе человека, не приносит ничего хорошего – одни войны, конфликты и разрушение. Евреи же уверены, что их миссия – побороть свою природу, изменить себя. И начать с самого рождения – с обрезания, выйдя таким образом за границы изначально заданных природных ограничений.
Обрезание символизирует идею о существовании реальности, выходящей за рамки природы. Римляне и греки не принимали обрезание, поскольку считали его противоречащим природе, рамками которой были скованы. Они считали, что боги сотворили людей идеальными. А иудаизм от других мировых религий как раз и отличает идея, что Всевышний и люди – партнёры в общем творении, и человеку надлежит завершить работу Б-га.
Гурский Ребе Авраам Мордехай Альтер, комментируя библейскую историю Сотворения мира, любил говорить: «В Торе сказано, что при Сотворении человека Всевышний сказал: “Давайте создадим его по Нашему образу и подобию”. Нашему! К кому Он обращался? К самому человеку! Он сказал ему: “Давай сотворим тебя!”».
Лорд Джонатан Сакс
Источник: http://jewish.ru