В преддверии месяца избавления – хотим предоставить Вашему вниманию краткое руководство по законам и обычаям праздника Песах 5777 года. (Ч.1).
Время, указанное в руководстве, - для центра Киева!
Месяц Нисан 5777 -этот месяц имеет три названия: «начало месяцев» или «первый месяц», «весенний месяц» и Нисан.
Тора назвала его «первым месяцем», поскольку с него начинается отсчет месяцев в году, а также «весенним месяцем», поскольку в нем обновляются и расцветают растительный и животный миры. Этот месяц наделяет жизнью и богатством.
В течение всего месяца не читают молитву Таханун (Сидур стр. 61). В субботу не читают «Ав арахамим» (Отец, преисполненный милосердия, Сидур стр. 191) и «Цидкатха цэдэк» (Милость твоя, Сидур стр. 209). Не постятся, кроме поста, связанного с плохим сном, поста жениха в день свадьбы и первенцев в канун Песах.
Благословение деревьев - тот, кто видит в дни месяца Нисан цветущие деревья, должен произнести благословение: «Барух… шэло хисар беоламо клум, увара бо брийот товот веиланот товот леанот баэм бнэй адам»
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной за то, что нет никакого недостатка в Его мире, и сотворил в нем добрые творения и добрые деревья, чтобы дать наслаждение сынам человеческим.
По нашему обычаю, это благословение произносят только в месяце Нисан.
Вторник 28 марта 1 Нисана, Рош Ходэш (новомесячье) - изучение фразы из главы «Тегилим» – «Старинный обычай изучать каждый Рош ходеш (новомесячье) одну фразу из главы Тегилим, (соответствующей возрасту) с комментариями Раши. Кроме того, можно добавить также и другие комментарии». (20-летний читает за себя 21 главу и т.п.). («Книга обычаев Хабад»).
Шабат 1 апреля 5 Нисана, Глава Ваикра - с 1 по 12 Нисана после утренней молитвы принято читать каждый день главу «Наси» из седьмой главы книги Бамидбар. После того, как произносят «Наси», читают молитву «Йеги рацон». Коэны и левиты тоже читают этот отрывок.
Пятница, 7 апреля 11 нисана - 115 лет со дня рождения Любавического ребе. Начинают говорить 116 главу в Тегилим, принято писать и посылать Пан – письмо Ребе с просьбой о благословении (Номер факса Оэль Хабад Любавич 1-718-723-4444).
Шабат 8 апреля 12 нисана - недельная глава "Цав"«Шабат Агадоль» (Великая суббота). После молитвы Минха читают Пасхальную Агаду со слов «Авадим аину» (Рабами мы были) до «лехапэр аль коль авонатэну» (От всех прегрешений наших).
Восемь мицвот (заповедей) относятся сегодня к празднику Песах
Три побудительные заповеди:
А) уничтожить весь хамец (продукты из заквашенного теста) утром 14 нисана;
Б) есть мацу в первую ночь Песаха, а в диаспоре и во вторую ночь;
В) рассказывать историю об Исходе из Египта в первую ночь Песаха, а в диаспоре и во вторую ночь.
Пять запретительных заповедей:
А) запрещено есть хамец (продукты из заквашенного теста) с позднего утра 14 нисана;
Б) запрещено есть хамец (продукты из заквашенного теста) все семь дней Песаха, а в диаспоре - также и в восьмой день;
В) запрещено есть любую еду, содержащую хамец, все семь дней праздника Песах, а в диаспоре - также и в восьмой день;
Г) хамец (закваска) не должен быть замечен в вашем владении весь период Песаха;
Д) запрещено пользоваться хамецом (закваской), найденным в вашем владении, весь период Песаха. Хамец (закваска) не может находиться в вашем владении, даже если он совершенно невиден, например, если он лежит в закрытом ящике или буфете.
Запрет хамца считается очень серьезным, поэтому мы принимаем дополнительные меры, чтобы случайно не ошибиться. Следствием подобного подхода стало появление еще одной группы продуктов, запрещенных в Песах - "китниёт". Речь идет о рисе, бобах, кукурузе, просе, сое, горохе и т.д. Ни один из этих продуктов не является, с формальной точки зрения, хамцом. Однако ашкеназские евреи не едят их в Песах.
СеМаК (р.Ицхак из Корбейля) объяснял этот запрет тем, что эти продукты выглядят, как хамец. Например, очень трудно различить между рисовой мукой (китниет) и пшеничной (хамец). Поэтому, чтобы не было путаницы, китниет запретили тоже.
Бейт Йосеф (р. Иосиф Каро, 16-й век, Цфат) заметил, что поскольку в мешках с бобовыми часто попадаются зерна злаков (в основном, в связи с севооборотом), тот, кто ест китниет, по ошибке может съесть хамец.
С точки зрения Галахи между китниет и хамцов существует принципиальная разница. Хамец запрещено не только есть, но и хранить в течении Песаха (отсюда - обычай "продавать" хамец). Китниет, напротив, можно не только хранить, но и использовать (не для еды). Так же можно без проблем давать ребенку смеси, содержащие крахмал из китниет, или принимать содержащие китниет лекарства.
Сефардские евреи никогда не знали запрета китниет. Поэтому сегодня повсеместно можно наблюдать картину, когда сефарды едят на Песах рис, а их ашкеназские соседи - нет.
Каков закон относительно "производных" от китниет, например, соевого масла? На этот счет в галахе есть различные мнения. Одни раввины разрешают использовать на Песах масло из китниет, другие запрещают, дозволяя пользоваться только оливковым и ореховым маслом.
У ашкеназов существует древний обычай не есть арахис. Точного списка и однозначных критериев, по которым определялась бы принадлежность к этой категории продуктов не существует. В каждой общине руководствуются сложившейся традицией.
И последнее. Существует растение, называемое "киноа" (?????). Это блюдо разрешено всем, включая ашкеназов, которые не едят китниет. Несмотря на то, что внешне "киноа" напоминает злак, на самом деле это просто трава, на которую никогда не распространялся запрет китниет. Его варят, подобно рису, и оно невероятно питательно (рекомендуется использовать его для чолнта).
Кроме того, запрет китниет не распространяется на каштаны, люцерну и некоторые другие продукты.
Хотя китнийот и нельзя есть в праздничные дни, их, в отличии от хамеца, нет необходимости уничтожать или продавать. Разрешено также получать от них выгоду на Песах.
Воскресенье, 13 Нисана, 9 апреля
Доверенность раввину на продажу хамец (квасного) - лучше всего лично подписать у раввина, который продает квасное, доверенность на продажу хамец. Также лучше сделать киньян судар. Если нет такой возможности, можно послать доверенность на продажу хамец по обычной или электронной почте, или по факсу. Доверенность должна быть подписана, и в ней должен быть перечень мест, где находится квасное. Поскольку речь идет не о самой продаже, а о назначении посланника, который совершит продажу, по закону достаточно любого пожелания в любой форме.
Бдикат хамец - время поискахамец (квасного) наступает сразу после выхода звезд. Тот, кто молится в миньяне, и тот, кто привык молиться в миньяне, а сейчас не молился, должен вначале помолиться Маарив, а после этого проверять хамец. Но тот, кто привык молиться в одиночку, должен сначала проверить хамец, а после этого молиться Маарив.
Порядок Бдикат хамец напечатан в начале Пасхальной Агады. Проверка совершается при свете свечи. Лучше всего взять восковую свечу. Если нет восковой свечи, можно взять любую другую, но проверять надо обязательно при свете свечи. Принято прятать 10 кусочков хамец, чтобы найти их во время проверки. Перед началом проверки произносят благословение «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану аль биюр хамец» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и повелевший нам избавиться от квасного.
Не следует разговаривать между благословением и началом проверки, а также все время проверки. Во время, когда глава семьи произносит благословение, вся семья стоит возле него. Начинают проверять в комнате, где произнесено благословение, а затем продолжают проверку в остальных комнатах дома. По окончании проверки отрекаются от всего оставшегося квасного и произносят «Коль хамира». Поскольку основное отречение от квасного происходит в сознании человека, он должен понимать текст отречения, который он произносит. Поэтому, тот, кто не понимает по-арамейски, должен произнести «Коль хамира» (все квасное) также и на том языке, который он понимает (например, на русском).
Отрекаются от квасного, про которое не знают, но не от того, которое оставили на следующий день, чтобы сжечь или съесть. Ответственные проверяют также синагоги и остальные общинные помещения. Недостаточно того, что там просто убрали. Можно произнести благословение на эту проверку, но не следует произносить формулу отказа от квасного после нее.
Понедельник, 14 Нисана, канун праздника Песах, 10 апреля
Пост первенцев - начало поста в 4.13 - окончание 20.20 – Первенец или тот, у кого есть несовершеннолетний сын-первенец, должен поститься. Принято, что тот, кто должен поститься, принимает участие в завершении изучения какого-нибудь трактата из Талмуда. (Достаточно послушать одно завершение, даже если сам первенец и имеет несовершеннолетнего сына первенца). После такого завершения устраивают трапезу в честь исполнения заповеди, в которой принимают участие и первенцы. Таким образом, они прекращают пост. Можно участвовать и в любой другой трапезе, связанной с заповедью, например, трапеза в честь обрезания и т.п.
14 нисана квасное можно есть только до 10.44
Сжигание квасного – все квасное, которое не продали, следует сжечь до 11.51. После сжигания отрекаются от всего квасного, произнося второй текст «Коль хамира» (Все квасное). Затем читают молитву «Йеги рацон» (Да будет угодно Тебе). Даже те, кто не находятся в месте, где сжигают квасное, обязаны в это время отречься от хамец (на понятном им языке). Есть обычай во время сжигания хамец сжигать также ветки ивы, которыми били в Ошана Раба (Шульхан Арух Алтер ребе, 445:12). Стоит проверить карманы детской одежды, чтобы в них не осталось квасного.
Проверьте заранее на наличие насекомых хасу (салат) для марора. Помойте ее и обязательно обсушите. Стоит заранее приготовить благовония, которые не соприкасались с квасным, для Авдалы, которую будут делать на исходе субботы. Принято не есть продукты, из которых делают харосэт и марор (яблоки, груши, орехи, хрен, салат) с канун Песах до того, как съедят корэх во время второго Сэдэра. Заранее нужно сделать соленую воду для сейдера. Зроа на оба Сэдэра надо пожарить до начала праздника.
После зажигания свечей – (19.26) произносят два благословения: «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель йом тов» и «Барух ата … Мэлэх аолам шеэхияну вэкиеману вэигияну лизман азэ» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние и праздничные свечи иБлагословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.
Следует оставить горящий огонь для зажигания в последующие ночи. В праздник и запрещено приклеивать воском свечи к подсвечникам.
Сразу после молитвы Минха, до захода солнца, читают сэдэр корбан Песах (порядок Пасхального жертвоприношения). Он напечатан в Сидуре и в Агаде.
Первая ночь Песаха
Одна из центральных заповедей праздника Песах - проведение пасхального сейдера в первую и вторую ночь праздника. Это трапеза, проводимая в определенном порядке, и в которой мы едим мацу, горькую зелень, пьем четыре бокала вина и читаем Пасхальную Агаду – повествование о выходе еврейского народа из Египта.
Законы и обычаи Пасхального Сэдэра можно найти в «Агаде с собранием смыслов и обычаев» Ребе, и более подробно в Агаде издания «Эйхаль Менахем».
Порядок проведения Седера
Продукты расставляют на подносе в определенном порядке. Начиная снизу и по часовой стрелке: хазерет (латук), карпас (овощ), бейца (яйцо, сваренное вкрутую), зроа (кусок поджаренного мяса с костью внутри), харосет (орехи, яблоки, финики). В центре - марор (горькая зелень).
Если эта схема отличается от того порядка расположения продуктов, о котором вы слышали или читали раньше, доверьтесь нам - именно такой порядок указан в Кодексе Еврейских законов.
Какова причина подобного расположения продуктов?
В Талмуде сказано: “Айн мааврин аль а-мицвот” - Мы не имеем права "пройти мимо" выполнения заповеди, если на нашем пути возникает возможность ее выполнить. Именно поэтому продукты расставлены на кеаре в порядке, соответствующем Агаде. Таким образом, каждый раз, когда вам потребуется определенный продукт, он будет находиться на блюде ближе остальных, и вам не придется "перескакивать" через другие продукты для того, чтобы дотянуться до нужного.
Кеару на столе ставят так, чтобы она находилась справа от ведущего. Возле подноса должно быть блюдце с соленой водой, которую рекомендуется приготовить до начала праздника.
Седер не может начаться до наступления темноты, и так как длится он довольно долго, советуем приготовить все заранее - для того, чтобы приступить к празднованию сразу же после завершения службы в синагоге.
На стол следует положить три мацы - перед кеарой. Их необходимо накрыть или отделить одну от другой с помощью салфетки или полотенца.
На Седере принято использовать круглую мацу шмура, испеченную вручную. Вы можете быть уверены в том, что эту мацу тщательно оберегали от любого контакта с водой - во время жатвы хлебных колосьев, перемола муки, замешивания теста и самой выпечки. Причиной использования мацы шмура на Седер является следующий стих Торы: - “И ты будешь охранять мацу”.
Само слово седер в дословном переводе означает - "порядок". Все события пасхальной ночи должны происходить в строгом порядке, иначе все перепутается.
1. КАДЕШ - Произнесение кидуша над вином.
На Седер каждый еврей должен выпить четыре бокала вина, соответствующие четырем проявлениям свободы, упомянутым в Торе (Шемот, гл. 6, ст. 6-7).
Так как все мы являемся свободными людьми в эту ночь, никто не должен сам себе наливать вино. Каждый наполняет бокал соседа - таким образом, мы как бы становимся аристократами, которым прислуживает челядь.
Лучше всего использовать красное вино, так как оно напоминает кровь евреев, которой запятнаны руки фараона, кровь, пролившуюся в результате Десяти Казней, а так же кровь, которой евреи смазали косяки своих дверей.
Те, кто не пьет вино, могут заменить его виноградным соком, в который следует добавить немного вина для того, чтобы в напитке ощущался привкус алкоголя.
У каждого должен быть свой собственный бокал, вмещающий ревиит. Это - мера объема, которая составляет примерно 100 грамм. Каждый из четырех бокалов рекомендуется выпивать до дна, или, по крайней мере - более половины его содержимого.
Согласно Еврейскому Закону, выпить вино в бокале следует в течение четырех минут, не более.
Учителя постановили, что, выпивая вино, следует наклоняться на бок (влево), что символизирует проявление свободы.
Правильному проведению Седера помогают ориентиры - 15 этапов, каждый из которых несет в себе определенную символику.
2. УРХАЦ - ритуал омовения рук. - в ночь Седера моют руки так же, как перед обычной трапезой с хлебом, но не произносят благословение "аль нетилат ядаим". (Поэтому после омовения рук и до того, как будет съеден "карпас", разрешается говорить.)
3. КАРПАС. - возьмите карпас и обмакните в соленую воду. В качестве карпаса используют овощ, на который произносят благословение Боре при а-адама - сельдерей, петрушку или картофель, лук.
При подготовке продуктов для кеары необходимо внимательно осмотреть овощ, так как в листьях петрушки и особенно - сельдерея могут скрываться крошечные насекомые, употребление которых в пищу строго запрещено Торой.
Каждый должен съесть МЕНЬШЕ кезаита (15 граммов) для того, чтобы ему не пришлось произносить благословение после еды.
4. ЯХАЦ - Преломление средней мацы. Ведущий Седера разламывает среднюю мацу надвое. Меньший кусок кладется обратно между двумя целыми пластинами мацы. Его полагается съесть позже, во время произнесения А-моци. Больший кусок - афикоман - заворачивают в полотенце или салфетку и прячут.
Талмуд утверждает, что дети должны попытаться "украсть" афикоман - поиски афикомана не дадут им уснуть во время Седера.
Обратите внимание на то, что обе заповеди - съесть мацу на Седер - выполняются в один присест.
5. МАГИД - Чтение Агады. Начинается основная часть Седера - рассказ об Исходе. Важно иметь хороший перевод Агады для того, чтобы точно понимать смысл слов, которые вы произносите. Первый абзац Агады написан не на иврите, а на арамейском, который был языком того времени.
Существует обычай произносить вслух следующие слова: "Этим я выполняю мицву, повелевающую рассказать об истории Исхода".
Мы снимаем салфетку с мацы, и поднимаем мацу вверх - на всеобщее обозрение и держим ее так до начала Четырех вопросов.
* * *
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Уберите со стола кеару (ее надо будет вернуть на место перед трапезой). Это - знак, что наступило время вопросов, а также - напоминание о том, что праздничный ужин не начнется до тех пор, пока история не будет рассказана до самого конца.
Согласно обычаю, четыре вопроса задает самый младший из присутствующих, в возрасте, 3-4-х лет, когда ребенок уже понимает, о чем он говорит. Однако это не означает, что задавать вопросы должен обязательно ребенок. Для этого можно выбрать любого человека, например, того, кто присутствует в первый раз. В таком случае, его надо перед началом седера подготовить.
Перед вопросами мы наливаем второй бокал вина.
* * *
МЫ БЫЛИ РАБАМИ В ЕГИПТЕ
Во время рассказа об Исходе все три мацы должны оставаться открытыми.
Наши Учителя отмечают, что слова "Мы были рабами в Египте" в сущности, представляют собой ответ на четыре вопроса. После этого момента младшим детям позволяется идти спать.
* * *
ВЭ- ЃИ ШЭ-АМДА(И она - Тора - защищала нас)
Мацу снова закрывают и участники седера поднимают бокалы с вином.
* * *
ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ
При упоминании каждой из Казней мы отливаем из бокала в тарелку несколько капель вина. Это напоминает нам о том, что чаша нашей радости не может быть действительно полной, так как ради нашего спасения погибло много людей.
После этой “процедуры” следует вновь наполнить бокалы.
* * *
ЛЕСИКАХ
Мацу прикрывают, поднимают бокалы с вином, и все вместе читают эту часть Агады вслух.
* * *
ВТОРОЙ БОКАЛ - когда будете пить вино, не забывайте наклоняться.
Вы можете спросить: мы ведь уже прочитали благословение после вина над первым бокалом, зачем произносить новое благословение? Дело в том, что между двумя бокалами прошло много времени, и требуется благословение повторить.
6. РАХЦА - Ритуальное омовение рук.
Прежде чем съесть мацу, для которой существуют те же законы, что и для хлеба, надо омыть руки и произнести благословение "...аль нетилат ядаим" (следите по тексту Агады). Теперь нельзя говорить после благословения и до того, как вы закончите есть мацу.
7/8. МОЦИ-МАЦА - Благословение на мацу.
Это - мицва, упомянутая в Торе. Она повелевает нам во время Седера съесть мацу.
Ведущий Седера берет все лежащие перед ним три мацы и читает благословение "...амоци" (по тексту Агады). Затем выпускает из рук нижнюю мацу, продолжая держать целую верхнюю и часть средней разломленной мацы, и произносит благословение "...аль ахилат маца" (см.Агаду). Затем он ломает целую верхнюю мацу на мелкие кусочки и раздает их всем присутствующим. Чтобы съесть необходимое количество, надо добавить к этому кусочку дополнительную мацу.
Согласно Еврейскому Закону "съесть" - значит проглотить кезаит в течение краткого времени: от двух до четырех минут. В крайнем случае, мацу необходимо съесть максимум за девять минут. Кезаит составляет приблизительно половину круглой мацы ручной выпечки. В отличие от действий, сопровождающих чтение А-Моци в шаббат, мы не макаем мацу в соль. Причина в том, что съесть мацу на Песах само по себе является мицвой.
Перед тем как ведущий произнесет благословение, каждый должен приготовить мацу и положить ее перед собой для того, чтобы правильно выполнить мицву. Есть мацу надо, облокотившись на подушку, как подобает свободным людям.
9. МАРОР - Горькая зелень.
Возьмите марор в количестве, равном кезаиту. Хотя многие имеют привычку использовать хрен, Талмуд, тем не менее, утверждает, что марором может служить хаса - римский латук (листья салата).
Запрещается использовать хрен, купленный в магазине, так как в него добавляют заменители сахара для того, чтобы сделать его менее горьким. Особенно не рекомендуется покупать так называемый красный хрен, который в действительности представляет собой смесь из свеклы и хрена.
Если вы используете чистый хрен, он должен быть перемолот до начала праздника.
Прежде чем произнести благословение, марор необходимо обмакнуть в харосет, затем стряхнуть с него капли. Талмуд утверждает, что харосет смягчает горечь марора. Произнося благословение, помните, что марор входит так же в состав сандвича корех.
Вы не должны наклоняться во время еды, ведь марор - символ рабства. Марор необходимо съесть быстро (за время от двух до четырех минут).
10. КОРЕХ - Сэндвич Гиллеля из мацы и марора.
Ведущий Седера берет нижнюю мацу, отламывает от нее два куска и кладет между ними марор (горькую зелень), который лежит в нижней части блюда Седера; затем макает "сэндвич" в харосет и произносит соответствующее благословение (см.Агаду). Все участники Седера делают то же самое: берут два куска мацы, кладут между ними марор, макают в харосет, говорят благословение и съедают "сэндвич". Минимальное количество мацы и марора для "кореха" – то же самое, что и раньше. "Сэндвич Гиллеля" едят также облокотившись.
11. ШУЛЬХАН-ОРЕХ - Праздничная трапеза.
Пришло время праздничной трапезы.
Принято начинать ее с яйца, символизирующего приношение Хагига. Таким образом, все начинают трапезу с одного и того же блюда - как во времена Храма, когда все ели приношение Хагига. Рекомендуется закончить ужин до полуночи, так как к тому времени необходимо съесть афикоман.
Праздничные блюда не должны включать жареное мясо - именно так подчеркивается разница между современным праздничным столом и трапезами времен Храма, когда подавали жареного "пасхального агнца".
Трапеза является продолжением молитв Галель, и поэтому во время ужина рекомендуется продолжить разговор об Исходе. В идеале в течение всего ужина присутствующие должны наклоняться влево.
Во время трапезы разрешается пить дополнительное вино помимо четырех обязательных бокалов.
12. ЦАФУН.
Рекомендуется съесть афикоман до полуночи (время варьируется, в зависимости от вашего географического расположения, и поэтому по этому поводу необходимо проконсультироваться с местным раввином). Однако если вы видите, что для того чтобы успеть съесть афикоман к положенному сроку, требуется седер, не торопитесь. В этом случае разрешается съесть афикоман позже, важнее провести седер полностью и по правилам, от начала и до конца.
Афикоман необходимо съесть, когда вы уже сыты, но в вашем желудке осталось еще немного места для еды. Если же вы так наелись, что не можете проглотить ни кусочка, тогда, согласно ѓалахе, даже если вы заставите себя съесть афикоман, это не может считаться настоящим актом употребления пищи.
Необходимо съесть мацу (афикоман) в количестве, равном кезаиту, что соответствует двум третям квадратной мацы или половине - круглой. Если вы не в состоянии съесть так много, разрешается съесть половину указанного количества.
Вы должны убедиться в том, что каждый из присутствующих получил, по крайней мере, маленький кусочек мацы от афикомана. Недостающее количество восполняется с помощью других мацот, имеющихся на праздничном столе.
После афикомана нельзя ничего есть до конца ночи. Разрешается пить только воду (не сладкие напитки) и оставшиеся два бокала вина. Когда будете есть афикоман, не забудьте наклониться влево.
Его необходимо съесть в течение минимум - двух, максимум - четырех минут.
13. БАРЕХ - Молитва после еды.
Наполняют третий из четырех бокалов и вместе читают молитву после трапезы. Рекомендуется выпить бокал вина в два глотка, не делая паузы. До дна или, по крайней мере - больше половины бокала. Если вы не можете выпить вино в два глотка, помните, на осушение бокала вам отводится четыре минуты.
Не забудьте при этом наклониться влево.
14. ГАЛЛЕЛЬ.
В специально приготовленный кубок наливают вино в честь Пророка Элиягу. Наполняют бокалы (это четвертый обязательный бокал), открывают входную дверь для Пророка Элиягу и читают благодарственную молитву "Галлель", по окончании которой пьют, облокотившись, четвертый бокал. Затем все присутствующие дружно поют красивые песни из пасхальной Агады.
Принято использовать вино, "оставшееся" в бокале Элиягу, для Кидуша на следующий день.
15. НИРЦА - Служение принято.
Завершив Седер в точном соответствии с традицией, мы выражаем убежденность и веру, что Вс-вышний принял наши молитвы и что в будущем году мы будем праздновать свое освобождение в отстроенном Иерусалиме.
Афикоман надо съесть до астрономической полуночи (Хацот) – 24.58 Молитва перед сном - принято читать только первый отрывок «Шма» и благословение «Амапиль» (Благословен ... Смежающий сном глаза мои).
Вторник 15 Нисана, Первый день Песаха, 11 апреля
Молитва Мусаф– перед молитвой Мусаф на праздник Песах (Сидур, стр. 256), объявляют о начале чтения вставки «Морид аталь» (Посылающий росу). Тот, кто слышал это объявление, ещё до того, как прочел молитву Шахарит, и он не молится в другом миньяне, говорит Морид аталь (посылающий росу), также и в Шахарит (утренней молитве).
Молитва Таль (о росе) – в начале повторения хазаном молитвы Амида читают молитву Таль (О Росе).
Зажигание свечей – после 21.37.Зажигают свечи от пламени, которое зажгли накануне праздника. Произносят два благословения: «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель йом тов» и «Барух ата … Мэлэх аолам шеэхияну вэкиеману вэигияну лизман азэ» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу иБлагословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.
Начинают отсчет «Сфират Аомер».
Порядок чтения Пасхальной Агады – такой же, как в первую ночь праздника. Но нет надобности спешить, чтобы успеть съесть Афикоман до полуночи.
Молитва перед сном - как в обычные субботы и праздники.
Среда, 16 Нисана, Второй день праздника Песах, 12 апреля
Праздничная трапеза – хорошо сделать во время этой трапезы что-то в память о трапезе Эстер. Эта трапеза была 16 Нисана, так как в этот день был повешен Аман (календарь «Колель Хабад» по «Шулхан Аруху» Алтер ребе, 490:2). Предложение – сказать Лехаим со всеми домочадцами во время трапезы.
Исход праздника – 20.40
Авдала - (отделение праздника от будней) - как обычно на праздники (Сидур, стр. 234), не говорят благословений над благовониями и свечами.
Холь а-моэд (праздничные будни)
Праздник Песах продолжается семь дней (в диаспоре - восемь). Первый и последний из них (а в диаспоре - первые два и последние два) называются йом-тов — праздник. Промежуточные дни называются — холь а-моэд, т.е. праздничные будни.
В эти дни одеваются по - праздничному и устраивают не менее двух трапез — одну вечером, а другую днем.
Трапеза в холь а-моэд должна включать в себя мацу. Другие блюда без мацы не засчитываются за трапезу.
В холь а-моэд не устраивают свадьбы. К молитвам в холь а-моэд добавляются специальные тексты и чтение Торы. Подробно законы холь а-моэд излагаются в талмудическом трактате «Моэд Катан».
В эти дни позволена работа, необходимая для нужд дней хол а-моэд, а также то, что необходимо для предотвращения ущерба и убытка. Особо надо отметить, что в холь а-моэд Песах действуют законы о хамеце — он совершено запрещен. Кроме того, в дни холь а-моэд, как правило, не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу – стирку и большую уборку дома и т.д. Закупка продуктов и приготовление пищи, естественно, позволены.
Поэтому все мы обязаны бережно относиться к святости холь а-моэда и выполнять в эти дни (те из них, что не приходятся на Шабат) только то, что позволено.
Пятница, 18 Нисана, Холь Амоэд Песах, 14 апреля
День рождения раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, отца Любавичского ребе (5638-1878). В этот день Любавичскому ребе сделали обрезание (5662-1902).
Зажигание свечей: 19.32
Произносят одно благословение - «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель шабес» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы.
Шабат 15 апреля 19 нисана холь а моэд, - исход субботы – 20.46
Воскресенье 16 апреля 20 нисана - зажигание свечей: 19.35
Произносят одно благословение - «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель йом тов» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу праздника.
Не говорят благословение Шеэхияну (Благословен ... , Который даровал нам жизнь).
- Следует помнить, что нужно приготовить свечи и оставить горящий огонь для зажигания на следующую ночь. В праздник запрещено приклеивать воском свечи к подсвечникам.
Порядок седьмой ночи Песаха
В Любавиче принято не спать всю ночь и учить Тору. Шестой Любавический ребе – ребе РАЯЦ, напоминал об обычае изучать в эту ночь трактаты хасидизма «Аям раа вэянос» и «Вээниф ядо» из книги Ликутей Тора.
После трапезы Ребе РАЯЦ передал: «Если у хасидов будет разум, сейчас, в ночь праздника Песах будут вместе изучать трактат хасидизма «Аям раа вэянос», и будут соединены с Алтер ребе (первым Любавическим ребе). « Книга Бесед» 5704-1944, стр. 100.
Понедельник 21 Нисана Холь Амоэд Песах, 17 апреля
Ночь на последний день праздника Песах
Зажигание свечей 20.48
Праздничная трапеза – устражаются есть шрую(мацу смешивают с жидкостями, а также с другой едой) во время праздничных трапез. Маим ахроним – опять мочат губы, как круглый год.
Вторник 22 Нисана Холь Амоэд Песах, 18 апреля Последний день Песаха
Чтение "Изкор" в 11.00 в синагоге Бродского (Киев)
Дневная трапеза, кидуш
После Минхи
Трапеза Мошиаха – эту трапезу принято проводить и для мужчин и для женщин, понятно, что с разделением, положенным по закону.
Трапеза в последний день праздника Песах у Баал Шем Това называлась трапезой Мошиаха. Трапеза Мошиаха в последний день Песаха, потому что в этот день светит раскрытие отсвета Мошиаха. («Айом Йом»).
Во время трапезы у Ребе пели нигун (напев) «Шалош бавот» Баал Шем Това, Мезричского магида и Алтер ребе, а затем нигуны всех Любавичских ребе. Дополнительно пели нигун «Гоп казак» дедушки из Шполы.
Можно доставать хамецную посуду после 22.00 (после того, как раввин выкупит назад хамец).
Практические советы по уборке дома
Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.
Общие положения:
Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хамец, за следующим исключением:
- Если в течение всего года хамец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хамец.
- Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хамец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хамец продать.
- Не считаются хамец такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.
- Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хамец, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.
- Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хамец до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.
Практические советы:
1) Шкафы с одеждой: Если существует реальная вероятность попадания туда хамец, надо провести тщательный поиск как больших кусков, так и крошек. Если такая вероятность мала, следует проконсультироваться с раввином, чтобы определить целесообразность поиска. Речь идет, в первую очередь, о платяных шкафах, комодах, кладовых и пр.
2) Полы: сейчас почти ни в одном доме нет земляных полов, в которых образуются глубокие трещины. Пол, покрытый плиткой или другим современным материалом, достаточно подмести и вымыть с применением любого бытового очистительного средства. Нет нужды осматривать мелкие трещины, если в них попадает это средство.
3) Пищевые шкафы: если им будут пользоваться, уберите из него всю еду и вымойте стенки и полки тряпкой, смоченной в моющем растворе. Этот раствор должен попасть во все щели и пропитать случайно незамеченные крошки. Существует обычай покрывать полки бумагой или пленкой.
4) Холодильник: уберите из него еду и вымойте тряпкой, смоченной в моющем растворе. На полки положите бумагу или пленку, оставив в ней отверстия для вентиляции.
5) Кашерование раковины: вымойте раковину и ополосните ее стенки и дно кипящей водой из чайника. Затем полейте в сливное отверстие горячую воду с добавлением экономики. В наши дни принято также покрывать раковину алюминиевой фольгой или клейкой бумагой, либо ставить в раковину подставку. Следует придерживаться этих правил, если возникают дополнительные трудности, посоветуйтесь с раввином.
6)Краны: их моют, затем льют на них снаружи воду из кипящего чайника.
7) Мраморные покрытия (если это натуральный камень, а не крошка пресованная) кухонных столов и шкафов: если на них лежал горячий хамец, надо их вначале тщательно промыть. Затем либо полить кипящей водой, либо плотно закрыть картоном или алюминиевой фольгой на весь период Песаха. Некоторые делают и то, и другое.
8) Столы: промыть их поверхность с помощью моющего состава, а затем покрыть.
9) Кастрюли, сковороды, тарелки и приборы: все, что не будет использовано в Песах, надо убрать и закрыть таким образом, чтобы вы помнили, что этими предметами нельзя пока пользоваться. Если в них остался хамец, его следует продать. Если вы не продаете хамец, вымойте их или окуните в любой из моющих растворов (тереть не надо). По поводу кашерования посуды следует проконсультироваться у раввина.
11) Технические средства для приготовления еды, миксеры: в каждом конкретном случае нужна консультация раввина.
12) Кухонные полотенца: если у вас нет пасхального комплекта кухонных полотенец, можно воспользоваться обычными, но предварительно надо удалить с них остатки еды и выстирать с применением химических средств. (Впредь следует завести комплект пасхальных кухонных полотенец).
13) Пасхальные скатерти: их можно гладить тем же утюгом, каким пользуются в остальные дни.
14) Одежда, одеяла, карманы и т.д.: после стирки с порошком или химической чистки нет необходимости в дополнительной проверке. В остальных случаях необходимо почистить одежду щеткой и тщательно вытрясти, вывернув карманы. Если вы считаете, что в швах и скрытых складках могли остаться крошки, которые не удалось вытряхнуть, тогда эти места надо вытереть тряпкой, смоченной в моющем растворе. Нет необходимости проверять ту одежду, которой не будут пользоваться в Песах, но ее надо спрятать, а хамец, который мог в ней остаться, продать.
15) Сидуры, сборники застольных молитв, священные и обычные книги: если существует опасение, что в них остался хамец, нужно отложить их в сторону и продать вместе с другими предметами, содержащими хамец либо подвергнуть тщательной проверке и чистке.
16) Игрушки: если в них найден съедобный хамец, его следует удалить; если это невозможно, надо сделать его несъедобным. Нет необходимости оттирать хамец щеткой или другим способом.
17) Тхина и другие “китнийот”: ими можно пользоваться после предпасхальной уборки дома. Но их нельзя готовить в той посуде, которой пользуются в Песах, и тем более употреблять в пищу во время самого праздника (согласно ашкеназскому обычаю).
18) Проверка помещений: если трудно проверить все комнаты за один вечер, эту работу можно распределить на несколько вечеров (с соблюдением всех законов “бедикат хомец”). После уборки и осмотра комнаты в ней нельзя оставлять хамец. Поскольку броху на “бедикат хамец” нельзя читать раньше, чем вечером 14 нисана, оставьте до этого времени хотя бы одно непроверенное место в доме. И тогда в назначенное время произнесите броху и осмотрите это место.
19) Последние приготовления: все приготовления, в том числе подготовку праздничного стола, надо завершить достаточно рано, чтобы у вас осталось время немного отдохнуть. Седер должен начаться сразу после маарива, чтобы дети не заснули во время чтения агады.
20) Наслаждайтесь Песахом! Старайтесь не переутомляться во время подготовки к Песаху. Не занимайтесь чрезмерно тяжелой работой и лишней уборкой. Будьте королевой и наслаждайтесь праздником!
Пасхальные рецепты
Мы Вам хотим предоставить пасхальные рецепты, с помощью которых вы сможете разнообразить свое пасхальное меню. Часть рецептов были взяты в Интернете.
Майонез - состав:4 желтка, стакан масла, соль, сахар, лимонный сок.
Желтки остудить, взбить добела, маленькими порциями вливать масло, продолжая взбивать, получив однородную массу, добавить соль, сахар, лимонный сок по вкусу.
Хрен - чищенные корни хрена перемалывают на блендере или мясорубке. На пол литра перемолотого хрена берем 1 небольшую сырую свеклу и перемалываем с хреном до консистенции кашицы. Добавляем соль, немного сахара и лимонный сок. Дать настояться в холодильнике сутки.
СУПЫ
Суп из птицы - одна целая тушка птицы, 4 картофелины, 4 морковки, 2 крупных луковицы, для любителей 2 кабачка, соль по вкусу.
Чистим птицу и оставляем тушку целиком. Кладем в большую кастрюлю. Затем чистим овощи, режем на крупные кубики, кладем туда же, в кастрюлю, солим по вкусу, заливаем водой. Доводим содержимое кастрюли до кипения, затем убавляем огонь и варим примерно два часа на малом огне, Снимаем пену, образующуюся поверх супа.
Суп мясной - 1.5 кг говядины, 1 крупная луковица, 1 порей, 4 средних морковки, 2 кабачка, 1 корень петрушки, 2 помидора, натертых на крупной терке.
Режем мясо на кубики, кладем в большую кастрюлю. Заливаем водой до верху, солим (примерно полторы ложки), доводим до кипения, затем снимаем пену, уменьшаем огонь и варим примерно полтора часа. После этого добавляем в кастрюлю овощи и варим еще час.
Оранжевый суп на Песах (http://www.moshiach.ru) - 2 куриные грудки (или любое другое мясо для приготовления бульона), 5 литров воды, 1 луковица, 5-6 средних моркови, 3-4 средних клубней батата, 2 кабачка (можно не добавлять), 5-6 средних картофелин (можно не добавлять), небольшой кусочек тыквы, 2 чайных ложки соли, 4 очищенных помидора (можно не добавлять).
В большую кастрюлю положить мясо, залить водой и довести до кипения на среднем огне. Снять пену, добавить соль и убавить огонь. Не закрывайте кастрюлю крышкой — это очень влияет на вкус супа. Очистите луковицу и добавьте в суп целиком. Очистите морковь, порежьте на кружочки и добавьте в суп (если вы любите готовить несколько блюд одновременно — то 2 моркови положите в суп целиком). Очистите кабачки и порежьте кубиками. (если вы любите готовить несколько блюд одновременно, то положите кабачки в суп целиком).
Очистите бататы, порежьте на крупные куски и добавьте в суп. Тыкву и картофель нарежьте кубиками. Варите суп около получаса, затем добавьте очищенные помидоры, нарезанные кубиками, и варите еще 10-15 минут.
Есть несколько вариантов завершения приготовления этого супа:
1. Просто оставить все как есть.
2. Вытащить из супа батат, морковь, тыкву и картофель, сделать из них пюре, верните в суп и доведите до кипения (можно помять их прямо в кастрюле с супом).
3. Если вы любите готовить несколько блюд одновременно — вытащите из супа грудки, целую морковь и кабачки. Положите их в комбайн или блендер, добавьте 4 вареных яйца, немного бульона — и хорошенько все перемешайте. У вас выйдет очень вкусный куриный паштет.
Добавки к супу:
Птичьи котлетки к супу: берем 1 кг птичьего фарша, 2 яйца, одну тонкую натертую морковь, немного соли. Все это перемешиваем до получения однородной массы, лепим котлетки – влажными руками, кладем в кастрюлю с кипящим супом из птицы, варим в течение часа.
Яичная «лапша» для супа – Леа Беркович: берем 6 яиц, немного воды и соли. Взбалтываем яйца, жарим тонкие омлетики. Охлаждаем, заворачиваем каждый омлет и режем на тонкие ломтики. Эту яичную «лапшу» добавляем в суп и подаем на стол.
Картофельные тефтельки – Леа Беркович: берем 4 вареных картофелины, размельчаем их в пюре; 2 яичных желтка, 2 ложки растительного масла, полстакана картофельного крахмала, пол-ложки соли.
Доводим воду (или бульон) до кипения, тем временем смешиваем все продукты и делаем круглые тефтельки, обваливаем их в картофельном крахмале (тонким слоем) и бросаем в воду или суп. Можно также поджарить эти тефтельки – тоже вкусно.
САЛАТЫ
Салат куриный
Состав: Картофель, морковь, курица, лук, яйца (по желанию)
Овощи, яйца и курицу отварить, порезать кубиками и перемешать с луком. Если хочется чтоб был пожирнее - лук, морковку и курицу можно пассировать в жире. Не забудьте посолить.
Слоеный салат
Состав: 1 апельсин, 2 вар.яйца, 1 яблоко без кожуры, филе куриное, майонез.
Отваренное куриное мясо нарезать кусочками выложить на тарелку, обмазать майонезом, апельсин нарезанный кубиками выкладываем сверху на майонез и сверху натертые яблоко на терке и майонез сверху натертые яйца.
Салат яичный
Состав: яйца, жареный лук, майонез, соль
Яйца мелко порубить, добавить туда пассированный лук, майонез и соль
Мимоза
Состав: горбуша - 200 грамм, 5 яиц, 1 морковь, 1 лук, 200 грамм майонеза
Порезать мелко вареную горбушу, сверху положить мелко нарезанный лук, сверху майонез, сверху белки варенные на терке, сверху майонез, сверху вареная морковь на терке, сверху майонез, сверху желтки, варенные на терке
Различные салаты:
- картофель+сельдь+яйца+лук +огурцы (если есть желание солить рыбу),
- винегрет со свежими огурцами
- помидоры кружочками на тарелку обмазывается (смесь майонеза с хреном тертым+л.сок)сверху вареные яйца дольками
- картофель+помидоры+яйца+майонез
- огурцы+ яйца+майонез+лук
- хрен со свеклой и лимонным соком
- шуба без селедки (если есть желание, засолите рыбу)
- огурцы+помидоры+лук+майонез
- свекла варенная (кубиками) +репчатый лук (полукольцами) + майонез
- кабачки жареные кружочками
- синенькие, жаренные кружочками сверху майонез и помидор
- соте (баклажаны, лук, помидоры, соль)
- форшмак (если есть желание солить рыбу)
- морковь та терке+яблоки на терке+хрен на терке+майонез+ соль
Маринованная свекла - вареную свеклу нарезать слайсами, добавить кольцами лук (на средний контейнер 1 луковицу). 0,5 стакана лимонного сока 1 ч.л соли и сахар. мариновать 2 дня... подходит также для огурцов (только их не надо варить)
Салат с яйцами и картофелем: варим равное количество яиц (вкрутую) и картофеля (до размягчения). Режем на кубики, сдабриваем солью и майонезом.
Свекольный салат 1 - отварить свеклу, натереть на терку. Поджарить лук до золотистого цвета, выложить на сковородку свеклу и все вместе потушить полчаса на маленьком огне. Переложить в миску, добавить орехи молотые и чуть соли, на вкус. Можно и просто оставить свеклу с луком.
Салат из огурцов и лука - берем 6 очищенных огурцов, одну большую луковицу, 4 ложки сахара, пол-ложки соли, 2 ложки лимонного сока. Нарезаем огурцы тонкими ломтиками, тонко режем лук и перемешиваем. Приправляем сахаром, солью и лимонным соком. Пробуем и добавляем приправу по вкусу.
Свекольный салат 2 - берем 4 свеклы, 4 ложки сахара, пол-ложки соли, сок от одного целого лимона. Свеклу варим, пока не станет мягкой, режем на кубики или натираем на грубой терке. Сдабриваем сахаром, солью и лимонным соком. Пробуем и добавляем приправу по вкусу.
Этот салат хорошо хранится в холодильнике. Можно поместить в холодильник одну резаную или тертую свеклу, без добавок.
Салат из моркови с орехами - берем 4 средних морковки. 10 орехов, соль, майонез, 2 ложки лимонного сока. Морковь чистим и режем тонкими ломтиками, орехи чистим и ломаем крупными кусками, перемешиваем орехи и морковь, сдабриваем майонезом, солью и лимонным соком. Пробуем и добавляем приправу по вкусу.
Сладкая морковь - это блюдо можно подавать как салат, на сладкое или просто в качестве закуски. Берем 5 очищенных морковок среднего размера, пол-чашки сахара, чашку апельсинового сока (обязательно выжатого, натурального) или, на выбор – апельсин, нарезанный на дольки. Если хотите, чтобы во вкусе была кислинка – добавьте сок от одного лимона. Морковь натираем на грубой терке, добавляем апельсиновый сок и сахар, перемешиваем. Можно добавить любую приправу по вкусу.
Этот салат несколько дней не портится в холодильнике.
ВЫПЕЧКА
Пасхальный пирог
Состав: 8 разделенных яиц, стакан сахара, пекарский порошок (сода, погашенная соком лимона или кипятком), 8 ложек крахмала, ложка масла орехового, 1/3 стакана воды, 100 грамм кокоса, 3 ложки какао.
Желтки слегка взбить и добавить воду, масло, сахар, крахмал и какао, пекарский порошок.
Белок взбить. Половину белков добавить в желтковую массу осторожно перемешав, вторую половину смешать с кокосом (можно заменить орехами или миндалем в том же количестве).
На противень - круглый 26 см. в диаметре, или обычный 24 на 35 см. - слегка смазанный маслом выложит половину коричневого теста, сверху белково-кокосовую массу, а сверху вторую половину теста и потом ложкой слегка смешать, чтобы получился эффект мрамора. Печь 30-40 минут, при 180 градусах.
Бисквит ореховый
Состав: 8 яиц, 1 стакан сахара, 1 стакан молотых орехов, 4 столовых ложки картофельного крахмала
Разделите яйца. Желтки разотрите с сахаром, добавьте орехи и перемешайте. Затем добавьте взбитые в пену белки и осторожно перемешайте. В последнюю очередь положите крахмал и снова осторожно перемешайте. Смажьте дно формы, выложите тесто и пеките при температуре 180 градусов около 1 часа.
Косовое печенье - хорошо взбить яичный белок. Потом, продолжая взбивать, постепенно вливать сахарный сироп. Натереть большое количество кокоса (можно вместо кокоса измельчить миндаль или грецкий орех). Перемешать, чтобы смесь была густой. Выпекать на небольшом огне до золотистого цвета.
Брауни
Состав: 12 яиц, 4,5 ст. сахара, 1,5 ст. какао (кошер ле Песах), 1,5 ст растительного масла ( орехового), 1,5 ст. орехов.
Взбить яйца, добавить все ингредиенты, кроме орехов, перемешать, добавить орехи, выпекать 45-50 минут при 180 град.
Торт
Состав: берем 8 яиц, 1 ложечку вина, 1 ложечку воды, 1 ложечку растительного масла, 1 ложечку лимонного сока, полторы чашки сахара, 2 чашки молотого миндаля или других орехов.
Взбиваем белки яиц с половиной чашки сахара. В отдельной кастрюльке взбиваем желтки с остальными ингредиентами (кроме орехов) до получения однородной воздушной смеси светло-желтого цвета. Затем осторожно смешиваем белый и желтый муссы. Постепенно добавляем молотые орехи и так же осторожно вмешиваем в образовавшуюся массу. После этого обмазываем растительным маслом форму для запекания (средних размеров, глубокую), выливаем туда получившуюся смесь и печем 40 минут при температуре 180 градусов. Проверяем готовность щепкой: если мы ее втыкаем в центр торта, и она выходит чистой – значит, торт готов.
Этот торт можно готовить с разными присадками: добавить в смесь 4 ложки кокоса, добавить в смесь яблочные дольки;
- вместо того, чтобы вылить всю смесь в форму, можно сделать бумажные формочки и выпечь каждому свой «личный» торт.
Пирог с морковью и миндалем
Состав: берем одну большую морковь, полтора стакана сахара, 8 яиц, 2 чашки рубленого миндаля, сок от одного лимона.
Чистим морковь, натираем ее на мелкой терке. Взбиваем желтки до светло-желтого цвета, добавляем миндаль, морковь и лимонный сок, все вместе хорошенько перемешиваем. В отдельной кастрюле взбиваем белки, постепенно подсыпая сахар. Затем осторожно смешиваем два получившихся крема, желтый и белый. После этого обмазываем растительным маслом форму для запекания (средних размеров, глубокую), выливаем туда получившуюся смесь и печем на среднем огне. Проверяем готовность щепкой: если мы ее втыкаем в центр пирога, и она выходит чистой – значит, пирог готов.
Печенье с миндалем
Состав: 4 желтка, один стакан сахара, 2 стакана молотого миндаля.
Взбиваем желтки с сахаром, добавляем миндаль и перемешиваем до получения однородного теста, которое оставляем в холодильнике на полчаса, пока не загустеет. Из этого теста делаем шарики и раскладываем на промасленной бумаге для печения, так, чтобы шарики не соприкасались и между ними оставались достаточные промежутки (во время печения они будут раздуваться). Печем на среднем огне 10 минут.
Перед печением можно сделать «глазок» в каждом шарике и положить туда половинку миндального ореха.
Яблочный пирог
Состав: 7 яиц, два с четвертью стакана сахара, 250 граммов толченого миндаля или орехов, 8 яблок.
Взбиваем три яйца с небольшим количеством сахара, добавляем миндаль и делаем тесто. Если оно получится слишком сухим, можно добавить немного апельсинового сока.
Заливаем в форму, печем 8 минут, затем охлаждаем.
Яблоки чистим и режем на тонкие ломтики, кладем в кастрюлю с половиной стакана сахара; когда яблочные дольки становятся мягкими, запариваем их слегка при открытой крышке, затем толчем и в образовавшееся пюре добавляем все желтки.
Взбиваем 4 белка с оставшимся сахаром и кладем на яблочное тесто.
Запекаем на среднем огне в течение четверти часа.
Пирог получается восхитительный!
Пирог с морковью и орехами
Состав: 2 стакана натертой моркови, 2 стакана рубленых орехов, 2 ложки сладкого вина, ложку лимонного сока, стакан сахара и 6 яиц.
Морковь и орехи тонко нарезаем, перемешиваем в миске 6 желтков с половиной сахара, вином и лимонным соком, добавляем морковь и орехи, продолжаем перемешивать. Белки взбиваем с оставшейся половиной сахара, осторожно перемешиваем получившийся крем со смесью желтков, пока не получится однородная смесь.
Запекаем ее в духовке при температуре 170 градусов полчаса, готовность проверяем щепкой, как объяснено выше.
Пирог с миндалем и лимонным наполнителем
Состав: сок одного лимона, 8 яиц стакан с четвертью сахара, 250 гр. молотого миндаля.
Сначала надо отделить белок от желтка. Желток взбивается до состояния густого крема, добавляется сахар. Затем так же взбивается белок с сахаром, и белый крем осторожно добавляется к желтому. В получившуюся смесь добавить миндаль и лимонный сок.
Печь в плоских формочках 45 минут при температуре 175 градусов.
Приготовление наполнителя: берем 2 яйца, три четверти стакана сахара, сок от одного лимона и стакан воды. Взбиваем яйца, добавляем сахар, воду и лимонный сок, варим в двойной кастрюле, помешивая до загустения. Охлаждаем и намазываем между коржами пирога.
Картофельный пирог с миндалем или орехами
Состав: 4-5 крупных картофелин, полтора стакана молотого миндаля, 2 ложки вина, 2 ложки лимонного сока, чайную ложечку соли, стакан с четвертью сахара, 4 крупных яйца.
Варим очищенный картофель с чайной ложечкой соли, пока картофель не станет мягким. Затем толчем его в пюре, добавляем желтки, вино, лимон и миндаль, а также половину порции сахара.
Белки взбиваем с оставшейся половиной сахара до состояния плотного крема, осторожно накладываем на получившееся тесто. Запекаем на среднем или сильном огне. (после завершения выпечки посыпать сахаром).
Миндальное печенье (40 штук)
Состав: 5 желтка, стакан сахара, два стакана молотого миндаля, 40 половинок миндаля.
Желтки взбиваем, постепенно добавляя сахар и молотый миндаль. Ставим получившийся крем на полчаса в холодильник, пока не загустеет, тогда вынимаем и делаем из него шарики. Каждый шарик украшаем сверху половинкой миндального ореха. Выпекаем в течение 10 минут – и печенье готово.
Воздушное пирожное с миндалем
Состав: 4 белка, 14 ложек сахара, ложку лимонного сока.
Белки взбиваем с сахаром, постепенно добавляем миндаль и лимонный сок. Запекаем на маленьком огне полчаса.
Картофельный пирог
Состав: 8 яиц, четверть стакана сахара, сок от двух лимонов, три четверти килограмма очищенного вареного картофеля.
Разделяем белки и желтки, белки взбиваем с сахаром. Картофель толчем в пюре. Перемешиваем все ингредиенты и добавляем в белковый крем, запекаем в форме на среднем огне в течение часа
КУГЛ
Идеи для пасхальных куглов
Главной составляющей пасхального кугла является картофель, приготовленный по разным рецептам. Очень важно предварительно выжать из картофеля жидкость.
Ниже предлагаются некоторые рецепты куглов без точных количественных показателей. Кстати, из смеси куглов любого вида можно приготовить и жареные котлеты
Кугл из тертого картофеля
Состав: картошку, 1-2 луковицы, 1-2 морковки, немного соли и яйца,растительного (орехового масла).
Чистим картошку, натираем ее на крупной терке, затем кладем в цедилку и тщательно отцеживаем жидкость. Затем чистим лук и морковь и также протираем их на крупной терке. Добавляем к картофелю. Чтобы получить единую массу – вбиваем туда же яйца, сколько нужно. Солим по вкусу. Полученную пасту выкладываем в слегка обмасленную форму и печем примерно 50 минут на среднем огне. Из имеющейся смеси можно сделать также картофельные котлеты, если пожарить их на горячем растительном масле.
Праздничная бабка на Песах
Состав: Картофель — 10 штук среднего размера, кабачок — 2 штуки среднего размера, лук — 2 штуки, яйца — 5 штук, куриный или индюшачий фарш — 0,5 кг, соль — 1/2 чайной ложки
Очистить картофель и отварить в подсоленной воде до готовности. Размять в пюре и остудить. Очистить кабачки и натереть на мелкой терке. Отжать от жидкости и добавить в пюре. Натереть луковицы на крупной терке, отжать от жидкости и добавить в пюре. Добавить фарш, яйца, соль и все хорошенько перемешать. Выложить массу в смазанный растительным маслом противень и накрыть сверху фольгой. Запекать около часа при температуре 200-220°. Для получения красивой корочки в последние 10 минут запекания можно снять фольгу.
Кугл из пюре - вареный картофель, много жареного лука, яйца и соль. Сначала делаем пюре из вареного картофеля, освобожденного от жидкости, добавляем весь жареный лук, солим по вкусу и вбиваем яйца до тех пор, пока полученная масса не будет держаться. Запекаем в обмасленной форме 50 минут (или жарим котлеты).
Большой картофельный блин
Состав: 6 картофелин, одну большую луковицу, три яйца, две ложки жареного лука, одну плоскую ложку соли.
Картофель протираем на крупной терке, затем точно так же натираем луковицу, вбиваем яйца, добавляем жареный лук, солим по вкусу. Затем заливаем растительное масло в удобную сковороду, хорошенько разогреваем и выливаем в сковороду нашу картофельную смесь. Делаем малый огонь, укрываем сковородку фольгой и поджариваем примерно полчаса. Потом с помощью плоской тарелки переворачиваем получившийся блин и поджариваем его с другой стороны. Как только он поджарится, подаем на стол.
Кугл из картофеля с мясом
Состав: 1.5 кгмолотого мяса, 5 вареных картофелин среднего размера, одну большую луковицу, 2-3 яйца, соль.
Сначала превращаем картофель в пюре, предварительно удалив жидкость, добавляем фарш и протертый на крупной терке лук, солим по вкусу и вбиваем яйца, сколько необходимо. Полученную массу вываливаем в слегка обмасленную форму и печем на среднем огне примерно час. Из такой массы можно также готовить котлеты.
Яблочный Кугель (можно подавать как сладкое)
Состав: 3 яйца, 1ст сахара, 1 ст. растительного масла, 1,5 ст. крахмала, 7 яблок
Отделить белки от желтков, взбить отдельно, смешать, добавить крахмал, перемешать. половину теста вылить в форму, сверху положить порезанные яблоки, залить оставшимся тестом. Выпекать около 1 часа.
Яблочный кугель
Состав: 3 крупных яблока, 1 банан, 0,5 ст сахара (можно и без него), 3 яйца, можно добавить любые фрукты по вкусу ( апельсин, киви)
Яблоки на крупной терке, бананы не крупными кусочками, туда остальное. Перемешать и на разогретую смазанную сковороду минут на 15-20. Плотно закрыть крышкой. Перевернуть и еще столько же. С переворачиванием одна хитрость. Сковороду, накрытую крышкой. без бортиков переворачиваем вверх дном - кугель оказывается на крышке. Мы его аккуратно, бочком возвращаем на сковороду.
Картофельные лодочки с мясным фаршем
Состав: 5 удлиненных гладких картофелин. Для фарша берем 500 граммов молотого мяса, одно яйцо, одну сырую картофелину, соль. Для соуса – луковицу, пол-ложки растительного масла, стакан воды, соль по вкусу.
Сначала чистим картофель для лодочек, режем каждую картофелину вдоль, удаляем немного мякоти в середине, так, чтобы получились своего рода продолговатые «лодочки». Затем готовим мясной фарш: чистим картофелину, натираем на мелкой терке и перемешиваем с остальными ингредиентами для фарша. Фарш закладываем в углубления картофельных «лодочек». Далее режем лук на маленькие кубики и запариваем в небольшом количестве растительного масла до получения золотистого цвета. Заливаем подсоленную воду, доводим до кипения. В получившийся соус осторожно кладем картофельные лодочки, туда же добавляем те кусочки картофеля, которые были вынуты из середины для изготовления лодочек. Варим на маленьком огне, пока лодочки не станут достаточно мягкими (в пароварке – 20 минут после того, как довели до кипения).
Картофельные закрутки, жареные в миндале
Состав: килограмм картофеля, 2 желтка, 2 ложки растительного масла, соль и перец по вкусу, 120 грамм рубленого (не молотого) миндаля), 1 взболтанное яйцо, растительное масло для жарки.
Сперва отвариваем картофель в подсоленной воде до размягчения, тщательно отцеживаем воду. Добавляем растительное масло, желтки, соль и перец, замешиваем в однородное пюре. Несколько часов держим в холодильнике, пока не затвердеет. Затем разогреваем растительное масло для глубокого жарения. Разбалтываем яйцо в кастрюльке, а в другую кастрюльку кладем рубленый миндаль. Из картофельного пюре делаем маленькие закрутки, погружаем в разболтанное яйцо, затем в миндаль и поджариваем до румяной корочки. Закрутки обертываем в поглощающую салфетку и подаем на стол горячими.
Рулет из картофеля с пикантной начинкой (можно подавать как первое блюдо или как гарнир к основному блюду).
Состав: для рулета берем 3-4 больших сырых картофелины, 3 яйца, одну ложку растительного масла, соль по вкусу. Для начинки нам понадобится 2 луковицы, немного растительного масла для жарения, 50 гр. Грецких орехов, 5 крутых яиц, соль по вкусу.
Сначала готовим рулет: натираем картошку на мелкой терке, удаляем жидкость, вбиваем яйца, добавляем масло и соль. Берем большую форму для запеканки, выстилаем промасленной бумагой, выливаем получившуюся смесь и запекаем на среднем огне до достижения светло-коричневого цвета, Затем заворачиваем как рулет (с бумагой для запекания) и хорошенько охлаждаем. Убираем бумагу.
Затем готовим начинку: чистим лук, нарезаем кружочками и поджариваем до золотистого цвета в растительном масле. Мелем орехи, затем яйца и, наконец, луковицы. Солим по вкусу и намазываем на рулет. Режем на куски и подаем с кипящим соусом жаркого.
Картофельная бабка
Состав: 4 сырых картофелины, 4 вареных, 8 яиц, соль, четверть стакана растительного масла.
Сырую картошку протереть на мелкой терке, немного выдавить жидкость. Вареную картошку натереть на крупной терке, добавить яйца, соль и масло, хорошенько перемешать. Растительное масло нагреть в плоской кастрюле и выплеснуть на имеющуюся смесь.
Варить сперва в открытой кастрюле, потом прикрыть кастрюлю крышкой. После того, как бабка запеклась с одной стороны, ее надо охладить примерно полчаса, перевернуть на крышку кастрюли, снова нагреть масло и положить бабку в кастрюлю другой стороной, чтобы она тоже запеклась. Запекать на среднем огне.
Бабка из бананов с миндалем
Состав: 4 банана, 6 яиц, 200 гр. тонко помолотого миндаля, 150 гр. сахара, сок от половины лимона, ложку сладкого вина.
Бананы давим в пюре, добавляем 100 гр. сахара (полстакана), желтки, все хорошенько перемешиваем и добавляем миндаль и лимонный сок. Белки взбиваем с оставшимся сахаром до образования плотного крема. Легкими движениями вводим крем в смесь остальных ингредиентов, пока не получится однородная масса. Печем на среднем огне в течение 40-45 минут.
(Продолжение следует)
Источник: http://sinagoga.kiev.ua