В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев... В это чудесное время приходит к нам Песах, праздник свободы, о котором рассказывает Ефим:
–Еврейские праздники не просто историчны. С сегодняшним Песахом дни трехтысячелетней давности связывает своего рода энергетическая нить, которая дает возможность в полной мере оценить и осмыслить происшедшее, задуматься о судьбе своего народа и о своей собственной судьбе.
Мы говорим, что Песах – это праздник Свободы. Но давайте вначале выясним, что же такое вообще свобода? Помните такое марксистское определение: "Свобода – это осознанная необходимость?" Что это значит? Скажем, во времена сталинского террора люди жили, как тени: боялись говорить, писать, никому не доверяли... Чем был этот образ жизни, как не осознанной необходимостью? Но разве можно назвать то страшное время временем свободы? Разумеется, нет.
Выходит, что понятие свободы – это нечто другое, куда более позитивное. Задумывались ли мы с вами, живя в тоталитарной стране, о том, насколько мы зажаты в тиски диктуемых нам условностей, ложных истин, искусственных ограничений? Помните мальчишек и девчонок в красных галстуках, звонко выкрикивающих со сцены Дворца съездов: "Мы дети свободной и мирной страны!"
А ведь большинство тогда искренне верило, что мы живем в самой замечательной в мире стране, и никакой другой свободы для себя не желало.
Настоящая свобода подразумевает наличие полной информации. Но полной информацией мы с вами не можем располагать, ею располагает только Создатель. Что же тогда получается – может быть, горячо любимой нами свободы нет вообще?
Еврейская традиция утверждает: свобода существует. Это возможность верного, осмысленного выбора. А осмысленный выбор может быть сделан только если человек знает, в чем смысл его жизни. То есть глобальный смысл. Без этого человек не свободен, хотя ему может казаться, что это не так. А просто свобода – понятие неопределимое, ибо лишено каких-либо координат. Если же человек делает такой осмысленный выбор – он свободен, он сам определяет вектор своего движения, даже если этот выбор диктует какие-то ограничения.
Например, вам говорят: мы примем вас на работу, на замечательную работу по специальности, о которой вы и не мечтали, но вы должны за 3 месяца овладеть базовым английским, вам придется ездить из Тель-Авива в Хайфу 3 раза в неделю на семинары, и еще несколько "должны", "придется", "нужно будет". Можно, конечно, от всего этого отказаться и продолжать шомерить или метапелить, а можно принять все условия, зная, что они потребуют больших усилий, но в этом варианте есть смысл.
Что интересно: такая вот цель, при всей сложности ее достижения, кратковременна. Это лишь один из этапов жизни.
20 лет назад, когда я только приехал в Израиль, я ставил перед собой похожие цели: получить образование и найти работу. Я этого добился. А что дальше? Я вдруг понял, что все это не главное. Встал вопрос более глобальный – о смысле жизни. И я почувствовал, понял, что ничего об этом не знаю. Я стал думать, искать, читать книжки. Мне не хватало информации, и я нашел ее в еврейской традиции, которая размышляет над этим вопросом уже 3300 лет. Еврейская традиция говорит, что смысл жизни – в духовном, моральном, эмоциональном развитии человека; это выходит за рамки материалистического мировоззрения.
Был в России уровень "простого человека" и был уровень интеллектуала. Для первого главными удовольствиями в жизни были водка, домино и пр. Для второго – творческий поиск, хорошая книга, новые идеи. Но, оказывается, существует еще более высокий уровень удовольствия – духовный. Мне жалко человека, который об этом не знает, который никогда этого не испытал. Это не вина его – это его беда.
Итак, Песах. Праздник людей, покинувших Египет, "дом рабства", где все, включая самого фараона, были рабами, и обретших Свободу. Выход из рабства и обретение Свободы – это два разных процесса, и мы с вами можем убедиться в этом на собственной практике, сейчас, через 3 с лишним тысячелетия, когда произошло "свидание во времени" и полмиллиона евреев из огромной распадающейся империи – дома морального, идейного рабства XX века, – совершили свой Исход.
История эта еще продолжается. Все мы как бы начинаем в Израиле новую жизнь. И после эйфории первых дней, после первых восторгов по поводу солнца, моря и полных магазинов вдруг оказывается, что в этом обществе – другие установки, другие стереотипы. Как к ним отнестись? Отвергнуть с порога? Принять с восторгом? Пожалуй, не подходит ни то, ни другое.
К сожалению, многие с самого начала полагают, что их мнение на все случаи жизни – истина в последней инстанции. Отсюда и подозрительное отношение к непохожим на тебя "аборигенам", и негативный взгляд закоренелого атеиста на еврейскую религию и всех поголовно ее представителей, и бесконечные упреки по поводу всего, что "тут" не так, как было "там". Это – путь человека, зашоренного привычными установками "совковой" жизни, так и не избавившегося от своего внутреннего рабства.
Но есть другой путь – путь познания и осмысления новых условий жизни в новой стране, ее истории и духовных традиций, спасших еврейский народ от исчезновения. Это путь, когда человек размышляет: что же здесь, в Израиле, на самом деле плохо и требует изменений, а что просто непривычно, чего до репатриации мы не видели, не знали, не представляли. Вот творческий подход к проблеме. Подход, при котором возникает потребность в получении информации.
Как же разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо"? Как отделить рудиментарную "совковость" от трезвой критики? Три с лишним тысячи лет существует подробнейшая система моральных и духовных ориентиров – Тора, и каждый может убедиться: "за давностью веков" эти ориентиры не устарели. Они позволяют человеку понять, какие моральные ценности его прошлой жизни нужны ему и здесь, в Израиле, а с чем придется расстаться, если человек собирается духовно расти. Без этого процесса духовного роста человек – раб, даже если он не живет ни в России, ни в Египте.
С чего начинается наше подлинное освобождение?.. С того, что в пасхальную ночь Свободы кто-то вдруг признается самому себе в ошибочности старых концепций, кто-то, может быть впервые, скажет сам себе: "Я этого не знаю, у меня нет об этом информации", а кто-то, возможно, и захочет получить эту информацию. Ночь Песаха – лучшее время для подобных размышлений, позволяющих заглянуть себе в душу и обнаружить, что она на самом деле существует.
А теперь – пара полезных советов для тех, кто собирается на пасхальный седер.
Идя на седер, сфокусируйте свои мысли на философском, а не гастрономическом аспекте праздника. Знайте, что еду подадут только через два с половиной – три часа после начала. В противном случае, чтение агады – разговор, раздумья о нелегком пути евреев из рабства к освобождению – останется для вас только прелюдией к застолью.
И еще. Ночь Песаха – это не просто красивое собрание за полным столом. Это – концентрация духовной энергии народа на одной теме – теме свободы.
Ефим Свирский
Источник: http://www.evrey.com