Как известно, в праздник Шавуот, когда еврейский народ отмечает годовщину дарования Вс-вышним Торы на горе Синай, принято есть молочные блюда. У этого обычая есть множество различных обоснований.
Самое распространенное — до того, как Тора была получена, евреи не знали тонкости правил кашрута. Тем более они не могли откашеровать посуду, и сделать другие необходимые манипуляции, ибо Тора была дарована в Шабат. Молочные же блюда можно было приготовить намного проще, и евреи приготовили именно их, дабы с первого же мгновения показать Вс-вышнему свою готовность соблюдать его заповеди. Это стало традицией и передается из поколения в поколение.
Однако существуют и другие варианты объяснения происхождения этого обычая. Например, указывается, что первый день Шавуот — это день, когда Моше Рабейну был найден египетской принцессой и отказался сосать нееврейское молоко. Молочное едят в память об этом событии.
Также в этом видят подчеркивание того факта, что евреи в любом возрасте доверяют Вс-вышнему как дети отцу и признают необходимость учиться мудрости его Торы в любом возрасте. Приступая к изучению, человек должен ощутить свою малость, ощутить себя ничего не разумеющим ребенком перед бесконечной мудростью Торы. Потому едят молочную — детскую пищу.
Есть также мнение, что евреи до праздника Шавуот опасались есть молочное, ибо существовало предположение, что такая пища попадает под запрет данный сынам Ноаха и она является «членом от живого (эвер мин а-хай)». Из Торы полученной Моше евреям стало ясно, что молоко дозволено, и они немедленно воспользовались этим разрешением Вс-вышнего.
Кроме того, есть множество подтверждений связи между молочным и праздником Шавуот. Так, например, начальные буквы слов стиха Торы: «Минха хадаша лаШем беШавуотейхем — новый дар Б-гу в Ваш (праздник) [Шавуот]», — составляют слово: «Мехалав [из молока]», а к тому же, и числовое значение слова «халав [молоко]» — 40, а именно столько дней Моше получал Тору на горе Синай.