По принятому нашими Учителями установлению, ежегодно десятого тевета — пост. В этот день, с утра до вечера евреям нельзя есть и пить. Какими же событиями ознаменована эта дата в еврейской истории?
В Танахе сказано: «И было слово Всевышнего ко мне в году девятом, в месяце десятом, в десятый (день) месяца: «…запиши себе дату этого дня, день этот. Приблизился царь Вавилона к Иерусалиму в тот самый день» (книга пророка Иехезкеля, гл. 24, ст. 1–2).
Анализируя данный фрагмент послания, переданного Творцом через пророка Иехезкеля, Учителя подчеркивают, что выражение «этот день« повторяется несколько раз. И это, — заключают они, — означает, что речь идет об особом дне, о дне, когда произошло событие, имеющее огромное значение для всей истории еврейского народа.
В этот день началась осада Иерусалима, которая продолжалась полтора года и закончилась падением города и разрушением Храма (Девятого Ава — см. на сайте материалы, посвященный Девятому Ава).
Но почему начало осады считается столь важным событием? Ведь в первый день, когда войска вавилонян окружили Иерусалим, ничего для жителей города как будто бы и не изменилось. Никаких катастрофических последствий в тот день еще не было. В самом деле. Нам легче понять и принять существование других постов, учрежденных в память о разрушении Храма. Пост Десятого числа месяца Тевета отличается от других трех постов, которые евреи соблюдают в память о разрушении Храма.
Пост Шива Асар бэ-Тамуз (17-е Тамуза) установлен в память о дне, когда врагу удалось проломить стены Иерусалима. В образовавшиеся проломы хлынули полчища вавилонских солдат. И началась жестокая, кровавая расправа. Многие из тех, кто уцелел в период осады, погибли от мечей вавилонян.
Кульминацией этого неистовства было сожжение Первого Храма, которое произошло в день Девятого Ава (см. на сайте материалы, посвященные Девятому Ава).
Пост Гедалии (третий день месяца тишрей, сразу же после праздника Рош а-Шана) учрежден в память о другом скорбном событии еврейской истории.
Когда вавилонские воины захватили Иерусалим, начальник телохранителей царя Невухаднецара (в русском переводе — Навуходоноссар), Невузарадан, поставил правителем Иудеи Гедалию, сына Ахикама. Гедалию предупредили, что Ишмаэль, сын Нетаньи (из рода царя Давида), собирается его убить. Но Гедалия не поверил этому и с почестями принял Ишмаэля. Ишмаэль убил Гедалию, его люди перебили малочисленный отряд вавилонян, а заодно — и евреев, которые поддерживали Гедалию.
Евреи, оставшиеся в живых, испугались мести Невухаднецара. И задумали бежать в Египет. Пророк Иермиягу передал им послание Творца, в котором говорилось, что евреи не должны покидать Эрец Исраэль. Однако люди не послушались пророка, отправились все же в Египет. И опустела Земля Израиля.
Иначе говоря, пост Гедалии установлен не в память о гибели человека, но — в память о массовой гибели евреев, отказавшихся выполнить прямое указание Творца. Отказываясь от еды и питья в этот день, мы вспоминаем скорбную дату еврейской истории, ознаменовавшую конец массового еврейского присутствия в Эрец Исраэль.
Аналогично и пост Десятого Тевета учрежден не в память о первом дне осады Иерусалима. Это событие, само по себе — в ряду многих других событий, связанных с разрушением Первого Храма. У нас для поста в этот день есть более глубокие и веские причины.
Начало осады Иерусалима, — пишет профессор Бар-Иланского университета Джеффри Вольф, — явилось переломным моментом в отношении евреев к Храму.
В Танахе написано: «Так сказал Всевышний Цеваот (см. на сайте ответ «Что означает слово Цеваот?», — в разделе «Спроси у раввина»): исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам (возможность) жить в этом месте. Не надейтесь на лживые слова тех, кто скажет — «это Храм Всевышнего« (книга пророка Иермиягу, гл. 7, ст. 3–4). И далее следует такой текст: »Красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо и воскуривать Баалу, и следовать за чужими богами, которых вы не знали. А (потом) приходить и стоять предо Мною в доме этом, названном именем Моим, и говорить: «мы спасены», чтобы (опять, после этого) совершать все эти мерзости. Разве пещерой разбойников стал в глазах ваших Дом этот, названный именем Моим?« (книга пророка Иермиягу, гл. 7, ст. 9–11).
В своем обращении к сынам Израиля, говоря от имени Всевышнего, пророк Иермиягу подчеркивает, что евреи были уверены, что никто из людей не может разрушить Храм. Они не понимали, что «чудодейственная« сила Храма проявляется только тогда, когда они исполняют законы Творца и те обязательства, которые они взяли на себе перед Ним. Поэтому и совершали проступки, не опасаясь последствий.
Осада Иерусалима пошатнула в евреях веру в «безоговорочную чудодейственную силу« Святого Города. Они утратили ощущение безопасности и начали осознавать, что готовность Творца защитить их зависит от них самих — от их поведения, от их морали, от их честности и чистоты, от их стремления выполнять заповеди Торы. К ним пришло и понимание, что наличие Храма не может быть »автоматическим спасением« от бед. И все это случилось »в тот самый день« — Десятого Тевета.
Рав Аарон Лихтенштейн Материал йешивы «hар Эцион«