Пять важных аспектов праздника Песах

Пять важных аспектов праздника Песах

В основе существования еврейского народа заложены пять фундаментальных принципов: память, оптимизм, вера, семья и ответственность. И все они уходят корнями в избавление от египетского рабства, которое мы празднуем в Песах.

Многие годы ученые задаются вопросом, почему евреи, численность которых менее одной четверти одного процента мирового населения - как незабываемо выразился Милтон Гиммельфарб (американский мыслитель-эссеист еврейского происхождения): "общая численность еврейского народа меньше статистической погрешности годового показателя рождаемости китайского народа" - имели столь глубокое влияние на практически каждую область человеческой деятельности.

Чем объясняется тот примечательный факт, что в 20-м веке среди евреев больше, чем среди любого другого национального меньшинства, оказалось получателей Нобелевской премии? Почти пятая часть всех нобелевских лауреатов - евреи?

Есть все основания предположить, что причины этого явления восходят к самому началу нашего существования как народа и к празднику Песах, который мы будем праздновать в ближайшее время.

В Песахе заложены пять важных понятий, которые определяют наше представление о том, как вести успешную и плодотворную жизнь. Простое знакомство с ними важно, но не достаточно - нам необходимо сделать их неотъемлемой частью нашего каждодневного существования в течение целого года. И именно нам, евреям, впитавшим их в свой национальный характер в течение тысяч лет с момента Исхода, выпала честь выполнить нашу, пророчески порученную великую миссию, нести свет народам.

Перечислим эти пять центральных принципов человеческого существования: память, оптимизм, вера, семья и ответственность.

Важность памяти

Ирландский католический писатель Томас Кэхилл был настолько потрясён тем, как еврейский народ - в полном смысле этого слова - преобразил мир, что написал книгу «Дары евреев». В этой книге, ставшей международным бестселлером, Кэхилл приписывает еврейскому гению изобретение идеи истории.

"Помните, что вы сами были пришельцами в земле Египетской". "Помните, что Господь вывел вас из рабства". Помните - это заповедь Торы, которая, похоже, никому и никогда не казалась значимой до тех пор, пока в мире не возник еврейский народ. А события Песаха и послужили тем катализатором, который инициировал приверженность идее памяти.

Генри Форд был известен своим убеждением, согласно которому "история - это чушь". Его детище, автомобильная компания Форд, была известна производством марки Edsel, одного из крупнейших провалов в истории автомобилестроения. Оба они, и слова Форда, и неудачная марка, в равной степени – глупые ошибки. Ведь история - это единственный путь, следуя которому, мы можем извлечь уроки из прошлого. История позволяет нам расти, стоя на плечах гигантов. Сделай ошибку, не пытайся узнать, что происходило раньше, и вот ты – невежда и глупец. Вот почему так важно прислушаться к знаменитым словам Джорджа Сантаяна – «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова».

Мы знаем, насколько трагична потеря личной памяти. Одно её название «болезнь Альцгеймера» наполняет нас ужасом. Мы боимся этого заболевания, возможно даже больше, чем смерти, поскольку оно превращает нас в ходячих мертвецов. Как ни странно, мы не имеем аналогичного слова для состояния, которое бы описывало полное незнание нашего коллективного прошлого. Причём зная, что оно, в историческом плане, имеет почти такую же важность, как и личное. Только будучи осведомлены о прошлом нашего народа, мы можем наполнить нашу жизнь целями и смыслом.

Память связывает наше прошлое с нашим будущим. Она превращает историю в судьбу. Понимание её настоящей ценности послужило нам, евреям, первым подспорьем в нашем подъёме по лестнице величия.

Важность оптимизма

Тщательное изучение пасхальной Агады приводит к пониманию, что самая трудная задача Моше заключалась не в том, чтобы вывести евреев из Египта, но в том, чтобы «вывести Египет из евреев». Они настолько привыкли к их статусу рабов, что потеряли какую-либо надежду на избавление.

Без надежды евреи бы погибли.

Настоящее чудо Песаха и его послание на все времена заключается в том, что нет трудности, которую, с помощью Всевышнего, нельзя было бы преодолеть. Такой тиран, как Фараон,всё же может быть свергнут. Такая мощнейшая нация, как Египет, может быть побеждена. Рабы могут выйти на свободу. Угнетенные могут разорвать оковы их плена. Все это возможно, если только мы осмелимся мечтать о том, чему, казалось бы, не суждено сбыться.

С историей создания Большой печати США (Great Seal of the United States — государственная эмблема, использующаяся для подтверждения подлинности документов, выпущенных правительством Соединенных Штатов Америки) связан один примечательный эпизод. Выбирая образ для изображения на печати, Бенджамин Франклин, в августе 1776 года,остановился на драматической сцене, изложенной в книге Исход (Шемот), в которой описывается борьба людей с тираном за свободу.

"Фараон, сидя в открытой колеснице, с короной на голове и мечом в руке, мчится через разделенные воды Красного моря в погоне за израильтянами. Лучи от Огненного Столпа в Облаке, выражающие Божественное Присутствие и Его управление, льются на Моисея, который стоит на берегу с протянутой рукой, призывая море поглотить Фараона".

В свою очередь, надпись, окаймляющая Большую печать - "Восстание против тирании угодно Всевышнему" - предложенная Франклином и основанная на событиях Исхода, вдохновила Джорджа Вашингтона и отцов-основателей американских колоний на восстание против своих угнетателей–англичан.

Именно история Исхода, рассказанная в Торе, вселила дух оптимизма в последователей Мартина Лютера Кинга в их стремлении за равные права. Их вдохновляло видение Моше, ведущего свой народ в Святую Землю Эрец Исраэль.

Даже евреям, заключенным в Освенциме, надежда, порожденная воспоминаниями о спасении рукой Всевышнего наших предков, позволила украдкой праздновать Праздник Свободы и верить в возможность собственного освобождения.

Этот оптимистический настрой, основанный на нашей собственной чудесной истории, и есть второй открытый нами великий принцип, который определяет сущность нашего мировоззрения.

Важность веры

Можно определить пессимиста как того, кто не имеет видимых средств поддержки.

В отличие от пессимистической позиции, еврейский оптимизм уходит своими корнями в прочное убеждение, согласно которому мы одарены поддержкой заботливого Творца. Кроме того, вера в личную связь с Создателем, свойственная нашему мировоззрению, укрепляет в нас веру в себя, в наше будущее, и в нашу способность изменить мир.

Евреи не услышали на горе Синай - "Я Господь, Создатель твой, Который сотворил небеса и землю." Вместо этого, Творец провозгласил: "Я Господь, Создатель твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства." Творец, теоретически, мог бы оставить мир без своего вмешательства, по мере завершения работы по его созданию. А Избавитель дал ясно понять, что Он постоянно участвует в нашей истории и делает всё для нашего выживания.

Томас Кэхиллот даёт евреям приоритет не только в деле создания монотеизма, но и в привнесении в мир новой идеи :Божественного, с которыми мы имеем личные отношения. Это, отмечает он, является ключом к понятиям личной ответственности, совести и чувства вины, которые существуют в западной цивилизации.

История Песаха учит нас тому, что история - не случайна. Всё идёт по великому Божественному плану. Всё происходит по порядку.

"Порядок" на иврите "Седер" - и именно поэтому основной ритуал праздника Песах определяется этим словом. Случайность - не еврейское понятие. Случайное стечение обстоятельств – это просто способ Творца мира остаться неизвестным.

Вера дает нам уверенность в том, что,несмотря на все наши сегодняшние проблемы, история движется в направлении прихода Машиаха и окончательного Избавления. И именно это убеждение заставляет нас верить в прогресс и участвовать в Тиккун Олам (Исправлении Мира), прилагая усилия к тому, чтобы улучшить мир.

Важность семьи

Песах научил нас еще одной важной истине: путь к совершенному миру начинается с наших собственных семей.

Примечательно, что создавая свой народ, Всевышний не заповедовал многотысячный сбор на городской площади, а потребовал от каждого еврея превратить свой дом в место семейного проведения Седера. Посвященного, в первую очередь, ответам на вопросы детей.

Казалось бы, это очевидно. Дети - наше будущее, и они больше всего нуждаются в нашем внимании. А дом– это место, где с самого рождения формируются личности и приобретаются ценности.

Именно дома, даже больше, чем в синагоге, мы сеем семена будущего и обеспечиваем нашу преемственность. Неудивителен с этой точки зрения тот факт, на который указывают многочисленные комментаторы Торы: значение первой буквы, открывающей Тору-бет - «дом». Всевышний раскрывает нам Тору только после того, как сообщает нам о важности и центральности семьи.

Миру свойственно надсмехаться над еврейскими родителями из-за их чрезмерной опеки по отношению к детям и их дето-центристского образа жизни. Однако, именно благодаря им, их потомство достигает столь выдающихся успехов и достижений.

За Пасхальным столом дети находятся в центре внимания, их активное участие в Седере приветствуется и поощряется, а к их вопросам относятся с особым уважением. И это уже первый шаг к развитию еврейской гениальности.

Важность ответственности за других

Нам необходимо задать себе ещё один серьезный вопрос во время празднования нашего освобождения из египетского рабства. Мы благодарим Творца за избавление, но как Он вообще допустил, чтобы мы стали жертвами такого мучительного и жестокого обращения?

Ответ на этот вопрос мы находим в многочисленных отрывках из текста Торы. Мы были рабами в Египте - и поэтому мы должны испытывать сочувствие к угнетенным в каждом поколении. Мы были рабами в Египте - и поэтому мы должны быть озабочены нарушениями прав чужеземцев, бездомных и бедных. Мы пережили угнетение - и поэтому мы должны чувствовать больше, чем кто-либо другой боль угнетенных.

Трагедия нашей встречи с несправедливостью была призвана, в немалой степени, превратить нас, во всех поколениях, в защитников тех, кто страдает, и чью боль мы ощущаем, как нашу личную.

Цель наших страданий была в том, чтобы превратить нас в людей, приверженных идее исправления мирового несовершенства. С тем, чтобы стать партнерами Творца в создании мира, достойного окончательного Избавления.

Мы начинаем Седер, приглашая голодных и бездомных присоединиться к нашему столу. Мы завершаем его, открыв двери для пророка Элиягу. Мы берём на себя ответственность за других, тем самым, ускоряя приход Машиаха.

С раннего детства каждый еврей отождествляет себя с этими пятью мощными идеями, лежащими в основе праздника Песах. И именно потому, что память, оптимизм, вера, семья и ответственность превратились в неотъемлемую и жизненно важную часть сущности нашего народа, мы смогли добиться гораздо большего, чем это, казалось, возможно.

Раввин Бенджамин Блех

Источник: http://evrey.com/

Читайте також