Рош а-Шана предоставляет человеку множество прекрасных духовных возможностей. В этой статье вы найдете дополнительную информацию о Рош а-Шана, его символах и традициях...
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
Рош а-Шана предоставляет человеку множество прекрасных духовных возможностей.
В этой статье вы найдете дополнительную информацию о Рош а-Шана, его символах и традициях...
Ключевой момент подготовки к Рош а-Шана - просьба о прощении, с которой человек обращается ко всем, кого он мог обидеть в течение заканчивающегося года. По мере возможности мы должны начать новый год с «чистого листа», так, чтобы никто из окружающих не таил на нас злобу. Кроме того, человек должен быть готов с легким сердцем прощать тех, кто в свою очередь попросит извинения у него.
Многие после полудня накануне Рош а-Шана идут в микву. Миква, обладающая силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, может стать важной частью процесса тшувы.
Существует обычай утром в Рош а-Шана посещать кладбище и молиться на могилах праведников. Разумеется, мы молимся не самими добродетельным и благочестивым усопшим, а Всевышнему, Который внимает нашим просьбам в честь этих праведников.
Утром, накануне Рош а-Шана, освобождаются от обетов. Для этого существует особая процедура, которая называется - ѓатарат недарим.
По законам Торы, даже обычная фраза - «Не буду больше есть сладкое» считается полноценной клятвой. Поэтому перед Рош а-Шана мы отменяем все без исключения обещания - данные намеренно и случайно, без умысла.
Для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, среди которых хотя бы один знает правила проведения это процедуры, и попросить их освободить вас от данных обетов. Полный текст можно найти в сборнике молитв (сидуре) или - в Махзоре на Рош а-Шана.
ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
Во время праздников принято использовать круглую халу - олицетворение полноты и завершенности. После благословения на хлеб, его макают в мед, что символизирует надежду, что новый год будет сладким.
Когда большая часть куска хлеба съедена, берут кусок яблока и тоже обмакивают его в мед.
Перед тем как съесть этот кусок яблока, следует сказать благословение. А после того надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы новый год был для нас добрым и сладким».
Зачем нужен этот «повтор»? Разве слово «добрый» не подразумевает - «сладкий»?
Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все - часть Замысла Всевышнего. Даже то, что может показаться нам «плохим», на самом деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам «сладкий» новый год - чтобы добро, ожидающее нас впереди, было «явным» и «сладким» на вкус.
В праздничный день Рош а-Шана, читая Биркат а-Мазон (благословение после еды), мы добавляем вставку - Яале ве-яво.
СИМВОЛЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАПЕЗЫ
Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные продукты, символизирующие то хорошее, которое мы надеемся обрести в новом году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы соединяемся с самим Источником добра.
Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий, которая связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом году.
Приведем взятый из Талмуда и сокращенный список таких продуктов-символов:
1. Лук порей. Съев это, надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши были отсечены».
2. Свекла. Съев немного свеклы, мы произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».
3. Финики. Съев финик, произносят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».
4. Морковь. Съев немного моркови, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою».
5. Гранат. Съев зернышки граната, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната».
6. Голова рыбы (или барана). Съев кусочек, произнесите: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте».
К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной.
МОЛИТВЫ В РОШ А-ШАНА
Во время праздника Рош а-Шана читают много специальных молитв, поэтому они собраны в отдельном молитвеннике - Махзоре.
В Амиде и вечернем Кидуше в Рош а-Шана мы произносим фразу «йом теруа...» (день трубления). Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, и поэтому в этот день не трубят, вместо этого произносят «зихрон теруа...» (память о трублении)
В Рош а-Шана читают Авину Малкейну (Отец наш...). Однако, если праздник совпадает с шаббатом эту молитву не читают.
В Дни Трепета для Ковчега Завета используется покрытие белого цвета. Это означает, что наши «ошибки будут обелены».
Хазана (кантора) для праздников выбирают, руководствуясь не только его вокальными данными. В идеале это должен быть мужчина старше 30 лет, соблюдающий законы Торы, скромный и женатый. Образованный человек моложе 30 лет, обладающий другими достоинствами, так же может исполнять обязанности хазана.
ШОФАР
Очень важная заповедь - слушать в Рош а-Шана звуки шофара. В шофар трубят утром - после чтения Торы.
Тора обязывает человека выслушать, как минимум, тридцать звуковых «серий». Принято производить трубление трех видов: протяжные - ткия, напоминающие плач звуки - шварим; короткие, отрывистые - труа.
Каждая серия начинается и кончается долгим и протяжным звуком ткиа. И повторяется по три раза. В целом производится тридцать трублений, необходимых для того, чтобы уничтожить любые сомнения относительно исполнения заповеди Торы.
Человек, трубящий в шофар, должен делать это стоя. Необходимо проинструктировать его о том, что перед самым началом трубления он должен взять на себя обязанность выполнить данную заповедь за всех присутствующих. В то же время все слушающие шофар должны сосредоточиться на выполнении заповеди.
Перед трублением произносят два благословения: «Услышать звук шофара...» и Шегехеяну.... После того, как благословения прочитаны, никто не произносит ни слова до окончания трубления в шофар.
Шофар слушают не только мужчины, но - женщины и дети.
Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, трубление в шофар не производится.
Шофар для Рош а-Шана делают из загнутого бараньего рога (в длину - не менее 10 сантиметров).
Мусаф на Рош а-Шана включает в себя три особых благословения: Малхийот - хвалы, возносимые Всевышнему, Зихронот - обращение к Творцу с просьбой впомнить о заслугах наших предков, и Шофарот - о трублении в шофар и об исправлении наших поступков. Пока хазан повторяет их, производится тридцать дополнительных трублений в шофар в различных комбинациях.
В конце службы принято трубить в шофар 40 раз. Таким образом, общее количество трублений достигает ста. Согласно традиции, самый последний звук (носящий название ткиа гдола) должен быть длиннее остальных.
ТАШЛИХ
После полудня в Рош а-Шана, произносится молитва Ташлих. Ее читают около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.
Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что, вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание изменить себя к лучшему. В сущности, идея Ташлиха частично связана с Мидрашем, в котором говорится об Аврааме. Когда Авраам поднимался, чтобы вознести Ицхака в Небеса, перед ним внезапно возникла река, и ему пришлось перейти ее вброд, хотя вода доходила ему до самого подбородка.
Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, Ташлих произносят на следующий день. Если Ташлих не был совершен в Рош а-Шана, его можно прочесть в любое время - в течение Десяти Дней Покаяния.
И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы. Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.
Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что «глаза» Всевышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.
Текст Ташлиха:
Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.
Даруй же верность Яакову, милость - Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен.
Из теснины воззвал я к Превечному, и Он ответил мне привольем. Творец со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на знатных.
Многие так же читают псалмы 34 и 131.
Раввин Моше Лазерус