Поистине желаемое нами обычно претворяется в жизнь, но не всегда это происходит в тот момент, когда мы этого ждем, и не теми путями, как нам хотелось бы. Всевышний – соавтор сценария нашей жизни, и иногда он напоминает нам об этом, вынуждая ждать и исполняя наши мечты в самый неожиданный момент.
Иудаизм – единственная из мировых религий, решительно поддерживающая идеи свободы. Правда, если они сопровождаются ответственностью за нее. У Адама и Евы был выбор, совершать ли грех, вкушать ли плод с «Древа познания». У Каина тоже был выбор: убивать ли Авеля. Но так складывается, что в неудачах, как правило, виноват «кто-то другой». Люди привыкли оправдывать себя: «Это был не я!» или «У меня не было другого выхода». Но у каждого из нас есть свобода выбора, и каждый несет ответственность за свои решения.
Гамлет у Шекспира говорит: «То божество намерения наши довершает, хотя бы ум наметил и не так...» Всевышний принимает непосредственное участие в нашей жизни. Вспомнив историю – в особенности древности и средних веков, – мы найдем многочисленные примеры того, что она, как и судьбы народа, формировалась отчасти под влиянием событий, на которые мы никак не могли повлиять. Никто не мог предугадать несчастный случай, болезнь, провал. Равно как и случайную, казалось бы, встречу, которая впоследствии обозначила наш жизненный путь. Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что мы были своего рода шахматными фигурами, движимыми невидимой рукой Того, Кто точно знал, где и когда мы должны оказаться.
По свидетельству Иосифа Флавия, именно это мировоззрение отличало фарисеев, давших начало классическому иудаизму, от саддукеев и ессеев. Саддукеи не верили судьбу и полагали, что Б-г никоим образом не влияет на наши жизни, а лишь задает законы мироздания. Ессеи же, напротив, все происходящее считали судьбой – по их мнению, любые поступки человека были предопределены Творцом. Фарисеи же, в отличие от них, верили и в судьбу, и в свободу выбора одновременно. «Фарисеи признают, что по предначертанию свыше происходит смешение Его желания с желанием человека – идти ли ему по пути добродетели или злобы. Они верят в бессмертие души и в то, что за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступления при жизни», – пишет Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».
Наиболее ёмко эта идея представлена в истории жизни Иосифа. Он, к слову, единственный герой ТаНаХа, в жизнеописании которого так часто, ясно и последовательно упоминается присутствие Творца. Но особенно разительно оно, это присутствие, проявляется в знаменитой истории про толкование снов. Иосиф обладал мудростью, чтобы проанализировать и истолковать сны и предречь Египту сытые и тощие годы. Но увидеть эти сны фараон мог только по божественному вмешательству.
Таково парадоксальное переплетение судьбы и свободы выбора, имеющейся у человека. Рабби Акива говорил: «Все предопределено, но дана свобода». А Исаак Башевис Зингер выразил эту мысль с присущим ему чувством юмора: «Мы должны верить в свободу выбора человека. Другого выбора у нас нет».
Человек и Б-г – соавторы истории всего человечества. Не приложив усилий, мы ничего не достигнем, но и без помощи свыше ничего не добьемся. Иудаизм предлагает разрешить этот парадокс следующим образом: брать ответственность за неудачи на себя, за успех же – благодарить Всевышнего. А не как мы привыкли, наоборот.
Лорд Джонатан Сакс