Сегодня заступает праздник Ту Би Шват, который называется Новым годом Деревьев, точнее фруктовых деревьев. Именно с этого дня начинают отсчитывать возраст дерева и его плодов, так как традиция запрещает пользоваться плодами первые три года жизни растения, а также потому что существует закон: «Плоды, завязь которых была после 15 Швата, не берут в качестве десятины от плодов, завязь которых была ранее» (Комментарий Раши к трактату Рош А Шана).
Каббалисты, жившие в Цфате в XVI в., постановили праздновать 15 Швата как день духовного воссоединения со Страной Израиля, и этот обычай быстро распространился по всему еврейскому миру. В этот день устраивают праздничную трапезу; самое почетное место на столе занимают свежие и сушеные фрукты — особенно те, которыми славится Страна Израиля: виноград (или изюм), инжир, финики, гранаты, оливки. Есть также обычай покупать к празднику 15 Швата плод нового урожая, чтобы произнести над ним благословение «Шеэхеяну».
В Торе перечисляются семь видов растений, которыми славится Земля Израиля: «Земля пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев; земля олив (из которых давят) масло, и меда» (Дварим 8:8). В данном случае имеется в виду мед финиковой пальмы.
Строго говоря, лишь пять упомянутых видов растений, указанных в книге «Дварим», являются плодами деревьев, однако тот факт, что пшеница и ячмень упомянуты в начале стиха, говорит об их важности даже по сравнению с плодовыми деревьями. Этот факт проявляется и в очередности произнесения благословений перед употреблением этих плодов в пищу. Если объяснять данный стих Торы с точки зрения служения человека, то пшеница и ячмень также должны предшествовать плодовым деревьям.
Мудрецы указывают, что эти семь видов плодов соответствуют семи качествам души: семи ветвям меноры, стоявшей в Храме. Она, в свою очередь, символизирует народ Израиля, разделенный на семь видов душ. Каждый из них представляет собой особый вид служения Всевышнему, но все они имеют отношение к каждому еврею.
Таким образом, праздник Ту Би Шват имеет отношение не только непосредственно к Земле Израиля, но и к каждому еврею, где бы он не находился, и подчеркивает их неразрывную и вековечную связь.
Вот как отвечает популярный ресурс www.moshiach.ru на вопрос: «Что мы можем перенести из нашего понимания сути праздника в сферу конкретных действий?».
«Мы должны использовать время праздника 15 Швата (Нового года Деревьев) для укрепления духовного служения, связанного с »землей пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и смоковницы, и граната: землей олив (из которых давят) масло, и меда«, как объяснялось выше. Это относится как к нам самим, так и к нашим действиям по отношению к своим ближним.
Также необходимо беречь целостность земли Израиля и прекратить все разговоры о передаче территорий земли Израиля, которые находятся в наших руках, в руки врага нашего народа. Нужно хранить целостность земли, которая уже дана Всевышним в распоряжение евреев в это время, а также целостность народа и Торы целостность трех вечных вещей.
Дай Б-г, чтобы правильные решения, принятые в соответствии со сказанным выше, были немедленно вознаграждены, как сказано: «нашими юношами и нашими стариками пойдем» (Шмот 10:9) в нашу святую землю Израиля во всей ее полноте (не семь категорий, а все десять): в «землю пшеницы и ячменя, и смоковницы, и граната; в землю олив (из которых давят) масло, и меда»; в землю, полную драгоценных камней и жемчужин; в землю Израиля — святой город Иерусалим, Храмовую гору и святая святых. И умножал благотворительность, которая приближает освобождение, мы ускоряем выполнение и реализацию всех этих обещаний тотчас же и немедленно».
Djc.com.ua