Талмуд — об инвестициях

Талмуд — об инвестициях

Тора дает нам указания на все случаи жизни, представляя «модели» правильного, разумного поведения в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. На страницах Талмуда наши великие Учителя, анализируя тексты Письменной Торы, уточняют и конкретизируют все эти правила. Не найдется ни одного практического вопроса, на который в Талмуде мы не могли бы отыскать ответ. Говорится в нем, в частности, и об инвестировании. Сегодня, когда люди потеряли много денег в период финансового кризиса, данная тема приобретает особую актуальность. Как и во что вкладывать средства, чтобы риск был минимальным? Что по этому поводу советует Талмуд?

В Торе написано: «И испугался Яаков… и разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов — на два стана. И сказал: если нападет Эсав на один стан и разобьет его, другой стан спасется» (книга Берешит, гл. 32, ст. 8–9).

Речь здесь идет о возвращении нашего праотца Яакова и всей его семьи на землю Кенаанскую. На пути к месту назначения он должен был встретиться со своим братом-близнецом Эсавом. Не зная, что ожидать от брата и предвидя возможную опасность, Яаков думает о спасении семьи и семейного имущества. Поэтому и делит семью на два лагеря — если что-то и пропадет, в любом случае семья не останется без средств существования.

Обсуждая данный фрагмент, Учителя приходят к выводу, что в нем заключена модель правильного инвестирования: не следует вкладывать все свои средства в один «инвестиционный пакет».

Сопоставляя процитированный здесь отрывок с другим фрагментом Торы, где сказано: «И возьми серебро это в руки» (книга Дварим, гл. 14, ст. 35), раби Ицхак дает уточнение — «У человека всегда должны быть деньги под рукой». И это означает, что имеющиеся средства надо делить на три части: одну часть можно вложить в недвижимое имущество (купить на эти деньги, к примеру, землю), другую — в торговлю, а третью — оставить себе, на непредвиденный случай (Талмуд, трактат Бава Мециа, лист 42).

Махарша (рав Шмуэль Элиэзер Эйделс, Польша, 16-й век) разъясняет финансовую логику такого распределения средств. Земля, — пишет он, — никогда не теряет своей ценности. Это надежное вложение денег. Но, чтобы получить прибыль, надо ждать порой долгие годы. Самый высокий и быстрый денежный оборот дает торговля. Однако вложение в данную сферу человеческой деятельности связано с немалым риском. И, наконец — какая-то денежная сумма всегда должна быть доступной и свободной от обязательств, чтобы человек при необходимости мог ею воспользоваться.

Разделение имеющихся у человека средств на три части, — подчеркивают Учителя, — не жесткое правило, но — общий принцип, практическая реализация которого сводится к тому, что всем нам следует разумно распоряжаться имуществом и деньгами. Что предполагает, в частности, и расчетливое инвестирование. Можно вложить средства, скажем, в пять (и более) проектов. Но так — чтобы не остаться ни с чем.

Важно отметить, что, обсуждая данную тему, наши Учителя не стремились научить нас, как стать «финансовыми гениями». У них была иная задача — показать нам, какими принципами в финансовой сфере мы должны руководствоваться, ведя еврейский образ жизни. И осторожное, расчетливое инвестирование в этом контексте — проявление истинно еврейских качеств, которые следует развивать в себе каждому из нас. Речь — об умеренности в достижении материальных благ, сдержанности, разумном планировании жизни на далекую перспективу.

«Человеку, — объясняет Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания — Египет, 12 век), — запрещено отказываться от собственности или передавать кому-то все свое имущество. Потому что, сделав так, он станет обузой для других. Он также не должен продавать свое поле (или любое другое имущество, дающее доход) и покупать дом (только для собственного удовольствия) или продавать свой надежный и прочный дом, чтобы приобрести движимое имущество. Человек не должен закладывать дом ради достижения коммерческих успехов… Основной принцип заключается в том, что каждый человек должен строить свою жизнь так, чтобы его собственность длительное время обеспечивала ему достойное существование. Нужно, чтобы надежные вложения заменяли собой временные. Намерения не должны быть направлены на то, чтобы во что бы то ни стало получить сиюминутное удовольствие и потерять из-за этого в будущем (Мишне Тора — Кодекс еврейских законов, »Законы правильного видения«, гл. 5, ст. 12).

Эти советы Рамбама не утратили свою актуальность и в наши времена. Восприняв и реализуя их в повседневной практике, легче устоять и в периоды мировых финансовых «бурь"…

Читайте також