11 Хешвана (в этом году – 9 ноября) – день смерти праматери Рахель. В книге «Берейшит» Рахель представлена как «одна из праматерей еврейского народа». Но в еврейской традиции именно она – вторая жена праотца Яакова, стала символом матери, причем специфическим символом еврейской матери, печалящейся о судьбе своего народа – сынах Израиля: «Рахель плачет о детях своих и не может утешиться» (Ирмеягу, 31:15).
Мидраш рассказывает, что из всех праотцов и праматерей только Рахели удалось смягчить гнев Вс-вышнего на Израиль. Первые сведения о месте захоронения праматери Рахели приводятся в Торе (Книга «Берейшит» 35:19) «И умерла Рахель. И погребена была она на пути (из Бэйт-Эля) в Эфрат, он же Бейт-Лехем». Могила Рахели упоминается также в книге Шмуэль I (10:2), где сказано, что Рахель была похоронена на границе надела колена Вениамина. Находится она севернее Бейт-Лехема, в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима. На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, и всякий раз, когда еврейский народ в беде, пробуждается ее милосердие, и оно пробуждает милосердие Вс-вышнего. Рахель молит Небеса о спасении своих сыновей с той самой поры, когда они впервые прошли в изгнание мимо ее могилы, и не перестанет молить, пока не сбудется древнее пророчество Ирмеягу о полном возвращении сынов Израиля, рассеянных по всему миру, в свою страну.
Вокруг могилы построено каменное здание, куда во все времена приходили молиться ее потомки. Здесь они – застигнутые собственным горем или в час всеобщего бедствия – изливали душу перед Вс-вышним, стараясь пробудить Его милосердие напоминанием о заслугах Рахели. Особенно много людей собирается у ее могилы 11 Хешвана – в годовщину ее смерти.
В 1839 году гробницу Рахели посетил известный еврейский меценат Моше Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению 17 века была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре, сохранилось до наших дней.
В начале XXI века здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий. В настоящее время к гробнице Рахели приезжают многочисленные туристы со всего мира. Внутри здания действует синагога, где ежедневно проходят молитвы, и колель в котором круглосуточно ведется изучение Торы.
О посещении современного комплекса у могилы Рахели, рассказывается в блоге Авраама Коэна на сайте «Толдот»: «Заезжая в этот бесконечный бетон, чувствуешь себя Сталкером. Помните знаменитый фильм Тарковского, где Кайдановский идет туда, где исполняются все заветные и выстраданные желания?
Это как раз здесь – высоченные бетонные заборы, охранные вышки, высоковольтная проволока. От привычного образа средневековой постройки над могилой Праматери Рахели ничего не остается, только небольшой уличный плакат – но сюда ездить стало безопасно – после многих лет арабских пуль, камней и ножей.
Своим особым местом в еврейской традиции праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и яркому образу, использованному пророком Ирмеяу — образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15).
Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.
На протяжении истории здесь, у гробницы праматери Рахели, случались чудеса. Оставляя тело любимой жены у дороги, предвидел Яаков: именно по этому пути спустя тысячу лет отправит Навуходоносор евреев в вавилонское изгнание, и провожать их будет именно Рахель. Так рассказывает пророк Иермиягу – когда изгнанники шли мимо Вифлеема, они услышали плач Рахели, которая оплакивала судьбу своих потомков. В эту минуту вернулось Милосердие, и сказал Г-сподь: «Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17).
Поэтому исторически так сложилось, что гробница Рахели стала третьим по святости местом молитвы – после Храма (сейчас Котеля) и Хеврона. Сюда едут и едут – и туристы, и «туземцы» – с просьбами, чтобы душа Праматери Рахели помолилась Б-гу за нас – в иудаизме не молятся никому, кроме Б-га.
Страдания Рахели и ее готовность пожертвовать своим «женским счастьем» ради сестры стали символом высочайшей духовной силы еврейской женщины.
Так говорят – у всех, кто сюда приходит, принимаются сокровенные желания... но я так и не попал внутрь – коэну запрещено заходить на кладбище, и тем более в надгробные склепы. Но можно помолиться и рядом.
Согласно известному мидрашу Эйха Раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»
Долго, очень долго это пророчество оставалось для нас лишь упованием... но в наши дни мы видим начало его исполнения. Праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей – и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеягу не исполнится полностью, и изгнанники, рассеянные по всему миру, не вернутся к себе домой, на Святую землю».
Источник http://toldot.ru