В каждом поколении — смертельная опасность и удивительное спасение

В каждом поколении - смертельная опасность и удивительное спасение

Когда в Хануку зажигают специальные - ханукальные - свечи, при этом обязательно произносят слова: "Благословен Ты, Всевышний... совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время". Вот такое необычное сочетание: в те годы - в это время. Нигде больше оно не повторяется, только в Хануку. Это значит, что наши мудрецы, более двух тысячелетий тому назад постановившие, что при зажигании ханукальных свечей правильно произносить именно такие слова, усмотрели особенный смысл в происшедших тогда чудесах и предвидели, что смысл этот окажется актуальным не только в те годы, но и в "это" - наше - время.

О каких чудесах идет речь, мы поговорим позже, а в начале зададимся вопросом: какое время имеется в виду? Что это значит - наше время? Неужели действительно именно наше время?

Задумаемся на минуту. Когда-то давно произошло нечто такое, видимо, очень важное и настолько грозное, что оно потребовало надъестественных, сверхъестественных явлений и событий, необычного вмешательства Всевышнего, то есть чуда. Более того - эта ситуация или проблема возникает в каждом поколении и требует, очевидно, каких-то усилий от нас с вами, и при этом она настолько сложна и опасна, что необходимо еще и чудо... Я уверен, что даже те из нас, кто еще не начал изучать Тору и не задумывался пока о законах, по которым управляет Всевышний нашей жизнью (в том числе и о принципах, "вызывающих к жизни" сверхъестественные явления), могут легко представить себе, что если со всем нашим народом ("нашими отцами") в минуту испытания произошло чудо, то ситуация, потребовавшая сверхъестественного события — чуда, — была серьезной и потенциально опасной.

Итак, что же произошло тогда, "в те годы", и что происходит с нами — "в это время"?

В те годы

В 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н.э. по европейской хронологии) Израиль был завоеван, а Иерусалим и Храм в нем разрушены вавилонскими завоевателями. Начались 70 лет Вавилонского плена. Еврейский народ оказался в изгнании. Сам Вавилон был впоследствии захвачен Персией, и евреям была предоставлена свобода вернуться на родину и жить, как выразились бы мы сегодня, в рамках культурно-политической автономии (т.е. иметь все права, кроме полной государственной независимости). Персидское государство, в свою очередь, было захвачено Александром Македонским, и Израиль стал автономным полугосударством – полупровинцией огромной греческой империи, простиравшейся до Индии.

Как это часто бывает, после смерти Александра империя распалась на три части - собственно греческую, египетскую и сирийскую. Несмотря на свои названия все они - как по национальному происхождению руководителей, так и по культурной принадлежности высших слоев - были греческими, "эллинистическими" государствами (Эллада = Греция, эллин = грек). Израиль сначала входил в сферу влияния египетского эллинистического государства, а потом - сирийско-греческого. На первый взгляд, слишком дорого это евреям не обходилось: они платили определенный налог, а в остальном пользовались полным самоуправлением.

Но так только казалось. На самом деле цена оказалась высокой, страшно высокой: расплачиваться приходилось душой.

Ни один человек, ни один народ не живут в вакууме. И если на какое-то явление соседи смотрят снизу вверх, то более чем естественно попытаться стать такими же, как те, кто вызывает всеобщую зависть.

Рассмотрим начальные позиции противостояния Израиль — Греция.

Со стороны Израиля видится: Греция - империя, Греция - военная мощь, признанный мировой центр науки и культуры, здесь была создана и развилась богатая и разветвленная мировоззренческая система — эллинизм. Мы евреи, небольшой народ. Мировоззрение и традиции у нас старые. Не пришло ли время их изменить? Правда, духовные учителя народа доказывают, что в Торе содержится всеохватывающая мудрость и сама наша история течет в точном соответствии с принципами Торы и предсказаниями пророков. Но ведь на стороне культурного "оппонента" мощь и прогресс.

Со стороны Греции видится: мы — сверхдержава. И не так уж важно, что мы распались на три империи. Все они очень велики и составляют непобедимый лагерь эллинизма. Кто может противостоять нам? Идеи эллинизма завладели умами всего ознакомившегося с ними человечества... Правда, не совсем всего. Вот этот немногочисленный народ называет себя евреями (от слова — "сторона", — "с другой стороны"). Они утверждают, что у них есть связь с Творцом мира. Разве может быть у такого маленького народа монополия на эту связь, на понимание Его требований, устройства мира? И при этом такие лишенные зрелищности религиозные обряды — ни статуй, ни картин. Вместо того, чтобы поклоняться прекрасным образам, вдохновленным воображением художника образам, евреи отмечают каждый седьмой день — субботу, которая, по их утверждению, есть свидетельство сотворения мира Творцом и того, что Он вывел их за тысячу лет до нас, греков, из Египта и сделал навечно свободными людьми. Какие у них тому доказательства? И потом — разве это свобода? И вообще — сегодня мы правим миром! Мы и наши боги: одним словом, эллинизм.

Кроме того, эти евреи делают обрезание, серьезную операцию, лишь для того, чтобы носить на теле знак, отличающий их от всего человечества. Евреи всегда находятся с другой стороны от остального мира. Но мы, эллины, знаем, что учение эллинизма всесильно ибо оно — верно. Оно всепобеждающе. Точнее, оно станет всепобеждающим, когда не будет евреев, последнего очага идейного сопротивления. Впрочем, их не надо уничтожать физически — нам нужны подданные, платящие налоги. Но они должны воспринять нашу идеологию и культуру. И тогда эллинизм окончательно победит.

В 3616 г. (144 г. до н.э.) из столицы греко-сирийской империи города Антиохии в Иерусалим пришли новоиспеченные декреты. Император Антиох IV запрещает: соблюдать субботу, делать обрезание, учить Тору. Кроме того, в Храм (вновь построенный евреями после возвращения из Вавилонского изгнания) велено внести статую Зевса.

На это евреи-эллинисты (легко понять, что и среди нас в те времена оказались — и теперь оказываются — "исты") выходят с инициативой, встречным планом. Статуи греческих богов нужно установить не только в Храме, но и на площадях городов, необходимо устраивать эллинистические праздники и приносить богам жертвоприношения от имени благодарного народа.

Лозунг и суть еврейского восстания.

Здесь-то и пролегла красная черта. Одно дело — довольствоваться полугосударственной автономией и использовать ее для укрепления ума и сердца народа, с тем, чтобы - как это предсказано пророками - Израиль через исторический процесс освобождения стал всемирным духовным центром, царством и светочем, чтобы все народы пришли в Иерусалим услышать слово Всевышнего и мудрость Торы, и совсем другое дело, когда в рамках этой автономии еврейскому народу предлагают жить без субботы и без Торы. Без этого перестанет существовать еврейский народ, человечество не сможет прийти к признанию Всевышнего и вся идея сотворения мира теряет смысл.

И Матитьягу а-коген, первосвященник из рода Хашмонеев, живший в городе Модиин, что в 30 км к северо-западу от Иерусалима, вместе со своими пятью сыновьями поднимает восстание. Лозунг: "Кто за Всевышнего — ко мне!"

Огромная империя и маленький народ. Да что там — шесть человек! Но к ним стекаются другие люди, и уже дошло до первых столкновений. Партизанская война в горах. Жизнь в пещерах. Неожиданные нападения ночью в самых разных местах. Когда-то так действовал Авраам, первый еврей, с 318 воинами выступивший против тысяч солдат противника. Так воевал Давид против филистимлян (пелиштим).

Матитьягу, старый, опытный человек, знаток Торы, мудрый и мужественный вождь, передает перед смертью руководство восстанием своему третьему сыну — Йегуде, наиболее подходящему для этого в военное время; В народе его называли Йегуда Маккаби (по-русски иногда произносят "Маккавей", а отсюда — и "Маккавейские войны"). Слово "Маккаби" — аббревиатура, составленная из первых букв слов —"Какая сила подобна Тебе, Всевышний?"

Поначалу в Антиохии не обращали внимания на дерзкую кучку повстанцев. Борьба пигмея с великаном. Но воинские отряды Иегуды Маккавея все растут по численности, а результат неизменен: греки терпят поражения в боях. Вскоре грекам стало не до шуток. И в бой пошли... слоны. Это военное новшество греки позаимствовали в Индии — на Ближнем Востоке слонов не знали. Но и слоны, столь несокрушимые на других фронтах, не помогли. После удивительных военных успехов Маккавеев стали раскрываться перед народом великолепие и мудрость этих слов — "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?"

Но это было только началом. Причиной восстания и его главным мотивом было противостояние Греции и Израиля в духовной плоскости — неприятие евреями чужого мировоззрения. Красиво и мощно проявился важнейший принцип, внесенный Всевышним в мир: — "Воздается Всевышним человеку (народу) в точном соответствии со смыслом и содержанием совершаемых им в жизни поступков".

Поэтому именно в духовной плоскости произошло центральное событие, отмечаемое нами в Хануку.

Еще до окончательной военной победы над греками была поставлена сложнейшая задача: отвоевать Иерусалим и очистить Храм от всех проявлений эллинизма, с тем чтобы служение проходило в точном соответствии с законом Торы. Только на такой основе — заново устроив жизнь в Иерусалиме и служение в Храме по Торе — можно было приступить ко второму этапу войны: сражаться за полное освобождение Земли Израиля от господства греков и эллинизма.

Таковы были военные и духовные стороны поставленной задачи. С военной стороной евреи справились — Иерусалим и Храм были отвоеваны. Но как "запустить"служение в Храме, если для этого нужны "неоскверненные" (это слово употреблено здесь не в эмоциональном, а в строгом галахическом, т.е. сформулированном законами Торы, значении) храмовые предметы. Более того, если в отношении ряда предметов положение могло быть исправлено почти сразу, то в отношении масла для Меноры (семисвечника) делу нельзя было помочь в течение восьми дней! А ведь огонь Меноры — необходимая составная часть служения в Храме, символ света Торы. Не может служение быть без света Торы, не может война идти успешно без света Торы, не может жизнь быть хоть сколько-то правильной без света Торы.

Как стать достойным чуда?

Совсем неожиданно случилось небольшое чудо. Нашелся маленький кувшинчик с "неоскверненным" маслом. Но, увы, масла в нем должно хватить только на один день.И вот перед еврейскими мудрецами встала дилемма: не зажигать (пока что) Менору, с тем чтобы зажечь ее уже после восстановления запаса масла для непрерывного горения, или... или зажечь ее на один день как того требовал закон Торы (ибо масло на один день имелось, а служение Всевышнему ни в коем случае нельзя откладывать "на завтра").

В чем, собственно, состояла особенная сложность выбора? В том, что если бы мудрецы решились "запустить" служение в Храме, а на следующий день вынуждены были остановить его, это сказалось бы самым серьезным образом и на морали войск, и на состоянии народа в целом. Не надо забывать: война была в разгаре, а в народе были (как, сожалению, почти всегда) и сторонники Маккавеев, и сторонники греков — так называемые эллинисты, и, конечно же, колеблющиеся, выжидающие — "чья возьмет?". Да и огромная греческая армия была на подходе. В этих условиях руководители восстания рисковали тем, что столь успешно начатая война может закончиться полным поражением. Однако духовные руководители народа приняли решение: нужно поступить по законам Торы и зажечь Менору.

И тут случилось великое чудо: масло не выгорело ни к концу первого дня, ни к концу второго, третьего, четвертого... Восемь дней горела Менора — до тех пор, пока не было готово новое неоскверненное масло. В этот критический момент Всевышний еще раз наглядно показал: если вы, евреи, мои дети, мой народ, сделаете один шаг в правильном направлении, Я помогу вам сделать остальные шаги, какими бы трудными они не казались. Даже если для этого потребуется чудо.

Маккавеи победили. Победное шествие эллинизма по миру было остановлено. Великая греческая империя отступила — как скоро выяснилось, навсегда. Наши духовные ценности навсегда остались еврейскими ценностями.

Некоторые законы и обычаи Хануки

* Слово Ханука означает "завершение подготовки", начало функционирования; в данном случае речь идет о подготовке Храма к совершению установленных Торой служб.

* 25-е число месяца Кислев — первый день Хануки. Продолжается праздник восемь дней. День, как всегда, начинается с вечера. С окончанием предыдущего, 24-го дня месяца Кислев, как только начинает темнеть, в еврейских домах зажигают первую ханукальную свечу. Где именно зажигают? Во дворе, у двери подъезда. У двери квартиры. На подоконнике. Просто на столе в комнате. Главное, показать, напомнить себе и другим: свет Торы рассеивает тьму.

* Сколько свечей зажигают? В первый день — одну. Во второй — две. В третьей — три... а в восьмой — восемь. Обычно готовят заранее специальный подсвечник — "ханукию", уже имеющий восемь чашечек, т.е. вмещающий восемь свечей, необходимых для последнего дня Хануки.

* Свет ханукальных свечей -символ света Торы. И поэтому этим светом нельзя пользоваться для других, бытовых целей (чтение, хозяйственные работы и т.п. Чтобы застраховать себя от возможной случайной ошибки, рядом с ханукией зажигают другую свечу ("шамаш"). Чашечка для служебной свечи может входить составной частью в ханукию, однако в таком случае она должна быть выше по уровню — так, чтоб легко можно было отличить шамаш от ханукальных свечей.

* Часто путают ханукию и Менору (в Храме) — семисвечник. Ханукия состоит из восьми чашечек (плюс, возможно, девятая для шамаша), а Менора, понятно, из семи.

* Мы говорим — свеча, . Све­чи — . Однако они не обязательно должны быть привычными восковыми. Многие предпочитают наливать в чашечки жидкое масло, особенно хорошо — оливковое, в память об оливковом масле, которое использовалось для Меноры в Храме.

* Обычно для зажигания свечей собирается вся семья. Приглашают родственников, друзей. Перед зажиганием произносят благословения: ( — "браха", "благословение"): "Благословен Ты, Всевышний... заповедавший нам зажечь ханукальную свечу", и второе: Благословен Ты, Всевышний… совершивший чудеса с нашими отцами в те годы, в это время. Потом говорят — или поют — слова, определяющие суть ханукальных свечей: — ("эти свечи..."). Перевод всего текста приводится ниже.

(В первый день произносят еще третье благословение: "Благословен Всевышний... давший нам дожить... этого времени").

После этого читают — или поют — нечто вроде гимна, поэмы, (Твердыня, Оплот), где в поэтической форме излагаются основные исторические этапы еврейского народа (См. текст, перевод и комментарий).

* Свечи должны гореть более 30 минут после начала нового дня. Поэтому в пятницу, когда ханукальные свечи зажигают, естественно, до субботних свечей, нужно запастись свечами гораздо большего размера, чтобы они продолжали светить и после наступления темноты.

* Если по какой-то причине не смогли зажечь свечи сразу после наступления темноты, можно их зажечь и позже, в любое время ночи (разумеется, не в субботу).

* Зажигает свечи глава семьи — от имени всех остальных. Однако принято, чтобы дети тоже зажигали свои свечи.

* С детьми связан и другой обычай — в Хануку им дают — "ханукальные деньги". Ведь дети перенимают эстафету с тем, чтобы нести свет Торы в следующем поколении. И их как бы символически "снабжают" средствами на дорогу.

...В это время

Разбирая события, происшедшие "в те годы", мы закончили рассказ так: Маккавеи победили... шествие эллинизма было остановлено. Все верно. Шествие было остановлено. Но эллинизм не исчез. Да он и не может исчезнуть. Ему существовать в той или иной форме до окончания нынешнего этапа человеческой истории, пока народы мира не придут в Иерусалим для того, чтобы услышать слово Всевышнего, пока признание Всевышнего, любовь к нему не заполнит весь мир. А до этого эллинизм, трансформируясь из столетия в столетие называя себя различными именами (марксизм — всего лишь один из многочисленных примеров), всегда готов был войти в сердце еврея с тем, чтобы "окончательно победить". Там, в наших сердцах и проходит поле битвы сегодня в это время.

Ниже приводятся полный текст ханукальных благословений, и их русская транслитерация и перевод, старающийся передать суть, а не подстрочник. Кроме того, перевод снабжен комментарием, помогающим восстановить возможные пробелы в знании еврейской истории и еврейского мировоззрения. Еврейские закон и традиция требуют чрезвычайно осторожно относиться к произношению и написанию Имен Всевышнего. Поэтому мы пишем их по-русски через дефис, делая их написание как бы символическим, имея в виду, что по-настоящему они будут произнесены только вместе с самими благословениями.

Барух Ата, А-донай, Э-логейну мэлех аолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану леадлик нэр шель ханука.

Благословен Ты, Всевышний: Царь мира, выделивший нас Своими заповедями и повелевший на зажечь ханукальную свечу.

Барух Ата, А-донай, Э-логейну мэлех аолам, шэаса нисим лаавотёйну баямим агем, базман азе.

Благословен Ты, Всевышний Царь мира, совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время.

Анерот алалу анахну мадликим аль анисим ве-аль анифлаот, веаль г'атешуот, веаль амилхамот. Шеасита лаавотейну баямим агем базман газе аль ядей коганеха акедошим. Вехоль шмонат емей ханука анерот алалу кодеш гем, веэйн лану решут леиштамеш багем, эла лиротам билвад. Кедей леодот улеалел лешимха гагадол аль нисеха веаль нифлеотэха веаль йешуатэха.

Свечи эти мы зажигаем в память о чудесах, о спасении и о войнах, которые Ты вел ради наших отцов в те годы и в это время посредством твоих священников - коганим. И все восемь дней Хануки эти свечи будут посвящены только этому, и нет у нас права пользоваться ими, а только смотреть на них — чтобы прославить и возвысить Твое великое Имя в благодарность за Твои чудеса и за дарованное Тобой спасение.

рав Элиягу Эссас

Источник: http://www.evrey.com

Читайте також