Этот пост написан заранее – потому что в дни Песаха евреи Торы не пишут без крайней надобности, а на сайте Толдот работают евреи Торы.
На Седере говорят о фараоне, он как бы присутствует незримо. Правда, человеческим лицом этот персонаж еврейской истории так и не обзавелся, оставшись схемкой, обрисованной по контуру, тем, кто пугает детей. Ну так ведь и испуг-то относительный: тиран, из-за упрямства которого Египет перенес десять экологических катастроф, вроде мало чему может нас научить, верно? Этакое бесполезное для дидактики мировое зло. Тем не менее, найти в себе затаившегося и вполне конкретного фараона не так уж трудно. Предлагаю лишь один проект использования. И поверьте, их может быть несколько.
Смотрите. Странный человек. Проявил настойчивость идиота: десять раз отказал евреям в исходе – и десять раз словил тяжелейшие удары. Если бы мог им противостоять – понятно. Но ведь не смог же? Тогда почему? Откуда такая упрямая злоба?
Мы бы и то, сподобившись до такой роли в школьном театре, быстро сообразили, что тактику надо менять. Кстати, после какого удара, вы на его месте пришли бы к нужному выводу? Я после третьего, а вы?
Еще маленькое отступление. Примерить к себе качества неудачников Танаха иногда полезно. На моей памяти ни разу никто из учеников нашего урока не сознался, что повторил бы проступок Хавы, которую соблазнил змей, менеджер по фруктовым распродажам. Каждая из присутствующих женщин была уверена, что ее бы змей не провел. А мужчины бы не убили Эвеля! И Лот, зашедший на наш урок, ни за что бы не переехал на ПМЖ в Сдом. И масса других поучительных примеров, которые свидетельствуют, что мы живем в эпоху исключительной праведности. Но это так, мимолетное замечание.
Возвращаемся к фараону. Согласитесь, среди нас таких упертых уже не встретишь. А ведь если отказаться от мысли, что он был умственно отсталым, то почему не отпускал евреев? Почему упрямо шел к смерти в ситуации, когда ему еще были предложены жизнь и процветание?
Ответ: не был он идиотом. И поступил так, как обязан был поступить на его месте любой. В том числе и мы с вами, если б в жизни дослужили до такого государственного уровня.
В самом начале хартумим (члены Академии наук Древнего Египта, академики-колдуны) ему предсказали, что родился тот, кто низвергнет и его, и страну Египта. Но есть один способ противостоять напасти. Какой? Новорожденному предречена погибель от воды – вот и обезвредить его и его банду можно только водой. Отсюда возник проект "еврейских младенцев – в воду".
Академики не ошибались. Никогда! С рекомендациями было сложнее, но их пророчества всегда сбывались, об этом говорит Мидраш, которому у нас нет оснований не доверять. Моше и погиб в конце концов из-за воды, об этом все знают.
Но можно ли было остановить евреев водой? – Остановить? Нет. Но спасти себя водой – спокойно! Надо было только не лезть всей армией в расступившееся море. Никто египтян туда силой не загонял. Тем временем остается вопрос – зачем упрямо отказывался отпустить евреев? Ответ: так у него же не было выбора! Академики ясно сказали: Моше погибнет раньше, чем исполнит задачу своей жизни (так и случилось, в Страну не вошел). Но будет перед смертью тебе угрожать – десятью казнями. И ты обязан выстоять! Держись и крепись – победа будет за тобой. Победа на море!
Вот фараон и понял: его ждет победа физического уничтожения рабов. А на самом деле нужна была победа над своей любовью к идолам – на берегу надо было распрощаться и повернуть домой. Так понял египетский владыка свою задачу еще до моря: крепи свое сердце, фараон, не поддавайся!
Вот он и держался. Не отпускал Моше и евреев! Трясся от страха, но всегда находил в себе силу духа, проявлял геройство, стоял до последнего. Короче говоря, выдержал главное испытание своей жизни – как спортсмен, упавший на трассе, но нашедший в себе силы ползти к финишу, чем сорвал на трибунах аплодисменты зрителей и славу в альбомах старых кинохроник. Такая картина не забывается. Слава фараону, победителю-марафонцу, он не сдался, ура!
Итак, соображение об исключительной умственной недостаточности правителя Египта отпало. Но чему это нас учит?
Фараон, не отпуская евреев, мучил их. Он проявил себя садистом, извергом, палачом. В этом все дело! Каждый раз, когда кто-то обижает другого человека, он проявляет в себе качество палача. И если при этом полагает, будто прав, будто свою воспитательную работу ему надо продолжить, будто, несмотря на все неприятности, связанные с экзекуцией, ему следует настоять на своем, но цели добиться – это и называется "фараон".
Родитель поставил своему ребенку условие, скажем: "не соберешь игрушки, не будет тебе сказки на ночь". И ребенок этого условия не выполнил – не собрал! Что теперь делать? Рассказать сказку означает, сознаться в слабости, в следующий раз ребенок, уж точно, ничего не соберет. Не рассказать сказку, то есть исполнить угрозу – это уже равноценно проявлению известной доли жестокости. Ведь мы произнесли угрозу не для того, чтобы исполнить, а чтобы ребенок собрал игрушки, верно?
На самом деле решение лежит не за морем, и не на небе оно. Просто не будем в следующий раз угрожать, то есть, извините, выставлять условия. Иначе попадем в ситуацию фараона: понимаем, что лучше не обижать ребенка, но не можем не обидеть. Ему ведь положено наказание!
Еще пример беспробудного фараонства. Дочь с семьей иногда приезжает к родителям на день-два погостить. Что не нравится тестю – зять никогда утром, выйдя из спальни, не скажет "здравствуйте", "как спалось?" и прочие нужные по утрам слова. Так его приучили в его семье. Там со своими не здоровались. Пройдет бурундуком в ванную и не улыбнется со сна. И вот начал тесть понемногу за это грызть зятя, а заодно дочь, чтобы мужа воспитала. А зять не виноват, его просто не научили! И теперь все реже они появляются у гостеприимных родителей дочери. Кому охота гостить у фараона?
Можно привести еще массу примеров, более доходчивых и очевидных. Главное здесь то, что (1) формально фараон прав, (2) он учит-наказывает-настаивает сознательно и благодаря собственной идее, (3) он не уступит в своем раже!
На самом деле можно и даже нужно учить и воспитывать других. Но не обижая их! Ибо Тора запрещает обижать людей. Даже своих детей, даже своего зятя – даже по делу! И только если человек открыто нарушает запрет Торы (во вменяемом возрасте), причем знает, что нарушает, причем предупрежден, причем есть надежда, что исправится – и куча других оговорок, – вот только тогда можно хоть 200 раз сказать этому еврею: Федя, ты не прав. Но только тогда и при еще немалом количестве оговорок. Все по Рамбаму!
Фараон на несоблюдении этих правил и оговорок обломился. Ну так поступим как умные ученики: не повторим его ошибок.
рав. Реувен Пятигорский
Источник: http://pyatigorsky.net