Ту би-Шват — принято отмечать добавлением к обычной трапезе разнообразных плодов — фруктов и орехов. Но главные из них — плоды, символизирующие землю Израиля. Семь видов плодов, связанных с этой землей, упоминаются в Пятикнижии. Два из них — злаки: пшеница и ячмень. Остальные пять: виноградная лоза (гефен), смоковница, гранат, оливка и мед (имеется в виду не пчелиный мед, а финиковый нектар, финики тоже считаются традиционными плодами израильской земли). Эти плоды, если их едят не во время трапезы, благословляются краткой заключительной молитвой.
Пятнадцатый день месяца шват — надежда на возрождение земли, не случайно в этот день сажают саженцы, как и не случайно Тора сравнивает человека с деревом. Человек —дерево полевое.
Пятнадцатый день месяца шват — Новый год для деревьев. Один из четырех Новых годов, которые насчитывает еврейский календарь: первый день месяца Нисан — Новый год для исчисления порядка годовых праздников, а также для исчисления начала правления еврейских царей; первый день месяца элул — Новый год для отделения десятины от скота, десятина выделялась во время существования Храма; первый день месяца тишрей — всеобщий Новый год, служащий также для исчисления возраста плодовых деревьев (для евреев это важно, так как Тора запрещает, есть плоды дерева, которое не достигло трех лет).
Пятнадцатый день месяца шват — Новый год для фруктовых деревьев. Смысл этого дня — начало сбора нового урожая фруктов. Фрукты, которые созрели до 15 швата, относятся к старому урожаю; после 15 швата — к новому. Для евреев это важно, поскольку таким образом определяется, к какому виду десятины относятся фрукты. Во времена существования Храма такое знание было необходимо, так как десятина каждый год выделялась другая: в первый год — для левитов (членов семьи Леви), во второй — для покупки мяса себе в Иерусалиме во время праздников, в третий год — для нищих. А поскольку все законы, связанные с землей, выполняются только на земле Израиля — сегодня, пятнадцатый день Швата (Ту би-Шват) стал праздником плодов Эрец Исраэль.
Обычай сажать деревья в Ту би-Шват
В Ту би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, введенная 100-150 лет назад. Однако важность посадки деревьев упомянута всюду в Торе. В книге Ваикра сказано: «Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево...» — то есть, каждый еврей, поселившись в Земле, обязательно должен посадить дерево. Мидраш объясняет, что даже если ты видишь много деревьев, ты все равно обязан их сажать, ибо это один из способов приближения к Всевышнему: как Всевышний посадил сад Ган-Эден, так и человек должен сажать сад. Есть много других важных дел, например, строить дом, но человек не обязан, придя в Израиль, сам строить дома, это могут сделать другие. Сажать же деревья человек обязан, несмотря на то, что многие тоже сажают. Мидраш говорит о том, что если человек сажает дерево, и ему вдруг сообщают, что пришел Машиах, то человек обязан сначала посадить дерево, и только потом пойти поприветствовать Машиаха. Посадка деревьев — действие на будущее, а приход Машиаха — процесс достаточно длительный, и поэтому не следует с приходом Машиаха все бросать и ничего больше не делать.
Когда первые европейские поселенцы в начале сионистского движения приехали в страну Израиля, то они нашли страну разрушенной и пустой. Большая часть страны была заболоченной, другая часть — пересохшей пустыней, и страна еле могла прокормить своих немногочисленных обитателей. Евреи могли купить только самые неудобные земли в стране Израиля, но они были преисполнены желания обновить страну праотцев для еврейского народа, чтобы он мог возвратиться в не?. Они посадили эвкалипт и осушили болота: на пустынных горах они посадили леса — чтобы сделать эти горы подобными тем, какими они были в древности; они провели воду, посадили сады и засеяли поля. Земля расцвела, и урожая стало хватать на всех с избытком. Земля Израиля хранила верность еврейскому народу, она не давала урожая чужеземцам, которые временно владели ею. В Талмуде наши мудрецы говорили: «Нет признака приближающегося избавления более очевидного, чем расцвет страны Израиля, как сказано в ТаНаХе: «А, вы, горы Израилевы, ветви свои распустите, и будете приносить плоды ваши народу Моему, Израилю, ибо они приближаются. Ибо вот Я к вам обращусь, и будете вы возделаны и засеяны... И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас как прежде, и облагодетельствую более, чем раньше, и узнаете, что Я — Господь».
Почему мы отмечаем Ту би-Шват 15-го швата
В эпоху становления Танаха Новый год деревьев не отмечали, и он не упоминается в Священном Писании. Лишь в 1в. до н.э., в период деятельности двух школ мудрецов — школы Гилеля и школы Шамая, возник вопрос о дате Нового года деревьев. Согласно мнению школы Шамая, это — 1-е швата, согласно мнению школы Гилеля — 15-е. В конечном итоге возобладало мнение школы Гилеля.
Речь шла об определении даты, которая важна для исполнения заповеди отделения маасера («десятины») от плодов деревьев. Тора обязывает каждого еврея отделять маасер от плодов урожая этого года и отдавать его когенам и левитам, служившим в Храме, или беднякам. Нельзя было отделять маасер от плодов одного урожая, намереваясь тем самым исполнить эту обязанность в отношении плодов урожая другого года. Поэтому необходимо было установить точную дату Нового года деревьев.
Наши мудрецы, пришли к выводу, что примерно до середины месяца шват деревья пьют влагу, которая сохранилась в почве ещ? с прошлого года, а начиная с этого времени — воду дождей, выпавших уже в этом году. Поэтому 15-й день месяца шват и стал Новым годом деревьев. Постепенно Ту би-Шват стал рассматриваться также как своего рода Судный день деревьев, когда решается их судьба на будущий год, подобно тому, как судьба человека решается в Рош-Гашана, Новый год.
Обычаи праздника
Ту би-Шват может выпасть на любой день недели, кроме воскресенья и пятницы. В отличие от прочих еврейских праздников, законы этого праздника немногочисленны. В Ту би-Шват разрешается работать, молитвы этого дня — обычные молитвы будней, без каких- либо добавлении. Но все же Ту би-Шват - праздник, и поэтому в этот день не произносят траурных речей, не читают «Таханун» (молитву, в которой мы раскаиваемся в своих грехах; е? читают каждый день, за исключением тех дней, когда на человеке лежит обязанность радоваться) и «Ав гарахамим» (молитву, составленную в память о евреях, погибших от рук своих ненавистников; читают по субботам).
Один из главных обычаев праздника — есть плоды, которые выросли на земле Страны Израиля и которыми она славится. Но принято также есть плоды, напоминающие об Эрец-Исраэль, даже если они выросли в других странах, миндаль, плоды рожкового дерева, яблоки и др.
Сколько сортов фруктов принято есть в Ту би-Шват? Есть обычай попробовать в Ту би-Шват 15 разных сортов фруктов — в честь 15-ого дня месяца шват. Согласно другому обычаю, едят только 7 видов плодов — те, которыми славится Страна Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики). Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов, свежих и сушеных — инжир, изюм, сливы и др.
У многих принято, прежде всего, есть плоды семи видов. Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.
В еврейских общинах Востока было принято сначала есть блюда, приготовленные из пшеницы и ячменя, а затем — фрукты.
Эрец-Исраэль — это «страна, текущая молоком и медом», земля которой дает обильный урожай. Особое место среди плодов Страны Израиля занимают семь видов, первинки которых евреи были обязаны приносить в Иерусалимский Храм и отдавать священникам. Вот эти семь видов, ставшие символом Страны Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
Пшеница
Первой из семи видов растений названа пшеница — благодаря ее исключительной важности. Как в древности, так и в наши дни пшеница входит в число важнейших злаковых, употребляемых человеком в пищу, — из пшеничной муки выпекают хлеб.
Ячмень
Ячмень созревает раньше пшеницы, его жатва начинается уже в месяце нисан. Во времена Храма на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили в поле в окрестностях Иерусалима, сжинали ячмень и мололи муку. Омер (ок. 2500 куб.см.) этой муки доставляли в Храм. Ячменный хлеб не так вкусен, как пшеничный, и поэтому в древности считался пищей бедняков.
Виноград
Тора говорит, что, выйдя из ковчега после окончания Потопа, Ноах разбил первый виноградник. Страна Израиля испокон веков славилась своим виноградом. Виноград употребляют, как в сыром виде, так и для изготовления вина, которое, как говорят наши мудрецы, «веселит сердце человека». В повседневной жизни евреев вино занимает важное место, оно необходимо для совершения многих религиозных обрядов — «Кидуша» в субботы и праздники, hавдалы на исходе субботы, четырех бокалов пасхального «седера» и др.
Еще при жизни Моше-рабейну было принято решение, что евреям запрещается пить вино, изготовленное неевреями. Более того: даже вино, изготовленное евреями, до которого дотронулся нееврей, пить нельзя. Нельзя даже покупать нееврейское вино для того, чтобы перепродавать его с целью заработка. Спирт, водка, бренди и т.п., изготовленные из нееврейского вина — даже из косточек и кожуры винограда, который давил нееврей, — запрещены. Вино, изготовленное евреем, но прошедшее через руки нееврея, остается кошерным только в том случае, если пробка или кран сосуда опечатаны двумя печатями.
Инжир
Смоковница — дерево с густой развесистой кроной; весной оно расцветает, зимой листья его опадают. Инжир созревает в середине лета, его едят, как в сыром виде, так и в сушеном. В Торе смоковница выступает в качестве символа плодородия. Так, инжир был среди плодов, которые разведчики принесли Моше, — в подтверждение плодородия Страны Израиля.
Смоковница стала также символом мира и спокойствия.
Наши мудрецы уподобляют плоды смоковницы Торе, говоря: «У любого плода есть несъедобные части: у фиников — косточки, у винограда — косточки, у гранатов — кожура. Но инжир — съедобен полностью, без остатка».
Гранат
Гранат — это плод, обладающий многими замечательными свойствами; во многом он подобен еврейскому народу. Гранат может очень долго храниться и не портиться — сок его в зернах не высыхает. И зернышки в гранате отделены друг от друга, каждое обладает своим отдельным вкусом, но только все вместе они образуют целый плод.
Изящные формы этого плода издревле вдохновляли мастеров: изображения граната украшают свитки Торы, двести медных гранатов обрамляли колонны Иерусалимского Храма, металлические гранаты украшали тунику первосвященника. Автор Песни Песней сравнивает висок своей возлюбленной с «долькой граната».
Масличное дерево
Масличное дерево с давних времен широко распространено в Эрец-Исраэль, в основном в горных районах. Масличное дерево — высокое, широкоствольное и крепкое вечнозеленое растение, могучие корни которого в состоянии прорасти даже в скале.
Плодами масличных деревьев человек пользуется с древнейших времен. Маслины употребляют в пищу, их масло используют, как в пищу, так и для производства лекарств, мыла, косметических средств.
В древности масличное дерево и его плоды считали священными, оливковым маслом совершали помазание священников в Иерусалимском Храме. Чистое оливковое масло горело в Храмовом семисвечнике.
Оливковая ветвь служит символом мира, изображение оливковых ветвей украшает герб государства Израиль, обрамляя семисвечник, ибо масличное дерево является характерной частью пейзажа страны.
Финиковая пальма
Плоды этого высокого ветвистого дерева Тора называет «медом». Ветвь финиковой пальмы (лулав) входит в число четырех видов растений, над которыми в праздник Суккот произносят благословение. Плоды финиковой пальмы растут крупными гроздьями, на большой высоте. Сладкие финики созревают в конце лета, их едят, как в сыром, так и в сушеном виде. Не случайно Тора называет финики «медом»: из них действительно изготовляют мед.
Наши мудрецы уподобляют народ Израиля финиковой пальме, всем частям которой находится применение: ее плоды съедобны; молодые побеги используют в качестве лулавов; ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в праздник Суккот; из волокон ствола вьют веревки, а древесину используют при строительстве домов. Так же и народ Израиля — ни один еврей не является «лишним», каждый исполняет свою задачу.
И еще, говорят мудрецы: косточка финика похожа на сердце, и она у финика одна; так же и сыны Израиля — у всего народа одно сердце, и обращено оно ко Всевышнему.
Миндальное дерево — символ цветения и обновления
Пожалуй, самый характерный символ праздника Ту би-Шват — миндальное дерево: высокое, красивое, с удивительно ароматными цветами. Не случайно его плоды всегда занимали почетное место на праздничном подносе с фруктами в любом еврейском доме. Возможно, именно миндаль больше других плодов отражает природу Эрец-Исраэль.
Среди всех плодовых деревьев, растущих в Стране Израиля, первым цветет миндаль. Он начинает цвести в конце зимы, когда в горных районах, где он широко распространен, еще лежит снег. Белые и розовые благоухающие цветы густой пеленой покрывают ветви дерева еще до того, как появляется листва. Покрытое многочисленными цветами миндальное дерево похоже на невесту.
Плоды миндального дерева — весьма питательный продукт. Миндальное дерево много раз упоминается в Танахе. Среди подарков, которые Яаков отправил в Египет, был и миндаль.
В книге Коhелет (Екклезиаст) миндальное дерево символизирует цикл жизни человека.
Деревья Эрец-Исраэль
Фисташковое дерево. Из трех видов фисташкового дерева, распространенных в Стране Израиля, лишь один вид — атлантическая фисташка — обладает широким стволом и раскидистой кроной. Деревья этого вида растут в Иерусалиме и его окрестностях. Деревья, относящиеся к двум другим видам (мастиковая и палестинская фисташка), походят больше на кусты.
Дуб. Вечнозеленые могучие дубы относятся к крупнейшим из деревьев, растущих в Эрец-Исраэль. Широко известен «Дуб Авраама» в городе Хеврон — один из самых почтенных старожилов среди представителей растительного мира страны.
Кедр. Это хвойное дерево отличается большой высотой, могучим стволом и мощной кроной. Кедр — долговечное растение. Прочная и ароматная древесина кедра играла в прошлом большую роль в строительном деле, в частности, кедровые балки использовали при строительстве Иерусалимского Храма.
Сосна. Вечнозеленое хвойное дерево, древесина которого используется в строительстве. Ароматную смолу сосны используют в разных отраслях промышленности.
Тамариск. Небольшое дерево с чешуевидными листьями и белыми и розовыми цветами. Высокорослые тамариски встречаются в окрестностях Беэр-Шевы и не исключено, что дерево этого вида Авраам посадил в Беэр-Шеве.
Кипарис. Вечнозеленое хвойное дерево с шаровидными шишками, широко распространенное в Эрец-Исраэль. Высаживают его обычно длинными аллеями. Кипарис отлично приспосабливается в разных климатических зонах страны.
Платан. Высокое, достигающее высоты 15 метров дерево с широкими листьями и мелкими цветами. В Эрец-Исраэль растет по берегам водных потоков.
Рожковое дерево. Рожковое дерево весьма распространено в средиземноморских странах вообще и в Эрец-Исраэль в частности. Благодаря глубоким корням и узким листьям, которые препятствуют большой потере влаги, оно отлично переносит засушливый климат. Рожковое дерево цветет в конце лета, но плоды созревают лишь следующим летом. Плоды эти кажутся сухими, но съедобны и имеют сладковатый привкус. Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.
Акация. В Эрец-Исраэль растет, в основном, в пустынных районах. К северу от озера Кинерет сохранилась роща акаций того вида, который, очевидно, применялся при строительстве Скинии.
Сикомор (явор), широкоствольное дерево с раскидистой кроной. В прошлом было широко распространено в Эрец-Исраэль. Сегодня отдельные «ветераны», возраст которых достигает сотен лет, встречаются в разных районах страны.
«Заповеди Страны Израиля»
«Заповеди Страны Израиля» — это те заповеди Торы, которые связаны с сельскохозяйственной продукцией Эрец-Исраэль и потому исполняются только на е? территории. Часть их — лекет, шихеха, пеа, перет, олелот, маасер — обязывают земледельца отделять часть своего урожая в дар беднякам, а другие — дарить часть урожая когенам и левитам, которые несли службу в Храме. Такова, например, заповедь бикурим («первинок»): крестьянин обязан был в праздник Шавуот принести в Иерусалимский Храм первые созревшие на его земле плоды и отдать их когену. В качестве бикурим в Храм приносили плоды только тех семи видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль.
В наши дни, когда у нас нет Храма, есть возможность исполнять лишь часть «заповедей Страны Израиля». Важнейшая из них — шмита, заповедь «седьмого года», хотя и ее мы не можем исполнять полностью. В Ту би-Шват седьмого года не производят лесопосадок.
Седьмой год — шмита
В седьмой год семилетнего цикла Тора запрещает еврею обрабатывать землю в Стране Израиля. Но запрещено производить лишь те работы, которые имеют своей целью улучшение качества растения или увеличение количества его плодов.
Идейный смысл заповеди о седьмом годе ясен: это социальный декрет, по крайней мере, раз в семь лет закрепляющий в умах людей идею всеобщего равенства. Раз в семь лет все — и бедные, и богатые — становятся равными, получая равные права на все, что растет на земле. Заповедь эта напоминает нам также, что истинный хозяин земли — это Б-г.
В седьмой год земля получает «отпуск», возможность набрать силы для следующих шести сельскохозяйственных сезонов. Подобно тому, как Всевышний не создавал ничего в седьмой день после шести дней Творения, так и земле следует давать отдых в седьмой год после шести рабочих лет. А земледельцу седьмой год предоставляет возможность освободиться на время от тяжелой физической работы и целый год посвятить духовному совершенствованию.
Майсы
Один путник брел по пустыне, где не было ни воды, ни тени. Когда силы путника совсем иссякли, он увидел вдалеке дерево. Сказал себе путник: «Пойду туда, наверное, есть под деревом и источник». Дош?л до дерева, и действительно, оказался под деревом источник, и дерево было плодоносное и давало глубокую тень. Напился путник воды, насытился плодами, отдохнул, и вернулись к нему силы, а когда собрался снова в путь, решил поблагодарить дерево.
— Дерево, дерево! Как благословить тебя?
— Чтобы росло большим и могучим? — Но ты, и так, большое и могучее.
— Чтоб давало тень путникам? —?Но ты и так да?шь тень путникам.
— Чтоб были плоды твои сочными и сладкими? — Но они и так сочные и сладкие.
— Чтобы был источник возле тебя? — Но и так есть источник возле твоих корней.
— Как же благословить тебя?! — Чтобы были саженцы, которые произойдут от тебя, такими же прекрасными, как ты!
Источник: http://sinagoga.kiev.ua