Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика" Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС

Здравствуйте, уважаемые рабаним!

В эту субботу изучал афтару главы Хукат с комментарием Сончино.

Об Ифтахе написано: и был он сыном наложницы (букв. развратницы). Дальше объяснение - если брак не был заключен по всем правилам, отношения с женщиной, даже если она живет в доме на положении жены и преданной супруги, закон приравнивает к разврату(!).

Вопросы:

1. Что означает по всем правилам по Алахе?

2. В чем разница со словом шифха (наложница), как Билга и Зильпа? Или в других случаях из ТаНаХа?

3. За пределами Израиля многие евреи заключают (заключали) брак в загсе или у адвоката, по незнанию или по непониманию. Последнее, к сожалению, и в Израиле практикуется.

Как такие случаи рассматриваются по Алахе?

Заранее спасибо.

Даниэль
Нес-Циона, Израиль

ОТВЕТ

Очень хорошо, что Вы внимательно читаете тексты Торы и Танаха. И при этом, как видно из содержания письма, Вы знаете, что изучать надо не только Письменную, но и Устную Тору.

Не стану рассуждать по поводу комментариев, выпущенных издательством «Сончино». Хотя бы потому, что в этот сборник включены комментарии, не написанные нашими Учителями, поэтому к Торе отношения они не имеют.

Попытаюсь ответить на Ваши вопросы, независимо от этого.

Впрочем, для начала считаю необходимым внести ясность в понимание слова «зона» (ударение на последнем слоге), которое встречается в Торе и в Танахе.

У этого слова не одно, но — три значения (хотя в переводах, к сожалению, используют только одно из них):

— представительница известной древнейшей профессии из сферы сексуальных услуг;

— «буфетчица» в придорожной гостинице;

— женщина, которая вышла замуж за человека из другого колена народа Израиля.

Не углубляясь в детали, отмечу, что вторую и третью категории не всегда рассматривали в позитивном смысле, хотя, конечно же, не столь критично, как первую.

Об этом Вы можете прочесть в комментариях Радака, Ральбага и великого Йонатана бен Узиэля.

Так что, прежде чем ответить на Ваши вопросы, отмечу, что Йифтах, о котором идет речь в Афтаре, не был незаконнорожденным или чем-то запятнанным.

Теперь — к делу.

1. Выражение «по всем правилам» подразумевает — «так, как говорится в Шульхан Арухе». Но, в отличие от приведенного Вами мнения, описанная в Вашем письме ситуация —считается не развратом, но — обстоятельством, требующем коррекции.

2. Слово «шифха» означает — «жена», но с несколько пониженным статусом. Полный статус зафиксирован текстом кетубы (свидетельство о браке). Статус шифхи записывался в других документах (не в кетубе).

Жены Яакова Леа и Рахель получили полноценную кетубу. Билга и Зильпа — имели статус шифхи. Однако их дети (у каждой было по двое сыновей), как мы знаем, стали родоначальниками четырех (из 12-ти) колен в народе Израиля.

Так что, как видим, статус и Билги и Зильпы был достаточно высок.

Из книги Зоар и книг великого Ари следует, что шифха служила неким завершающим дополнением в реализации духовных задач, которые решал в браке наш праотец Яаков.

Для большей целостности картины подчеркну, что, кроме Сары, у Авраама было и три шифхи. Всем известна одна из них — Агарь, мать Ишмаэля.

У второго нашего праотца, Ицхака, была жена, наша праматерь Ривка, и в духовных мирах — три шифхи.

Примеры из жизни наших праотцов привел здесь, чтобы показать, что все это — из сферы высочайшей духовной работы. И могло быть только до или во время существования Первого Иерусалимского Храма. Поэтому находим такие описания в Танахе.

Однако потом, после разрушения Первого Храма, в жизненной практике такого уже не было.

3. Вне Израиля браки, оформленные в ЗАГСе, у адвоката и т.п. заключались и заключаются действительно по незнанию, непониманию, а иногда — и потому, что в том или ином регионе не было действующего раввина, который может провести церемонию создания новой семьи по еврейским законам.

Такие случаи рассматриваются в нашей традиции, как форма неполноценно заключенного брака. Что требует, как уже говорилось — коррекции. По возможности, конечно же.

И в заключение подчеркну, что нюансы и детали статуса брака в каждой конкретной ситуации уполномочен рассматривать, разумеется, только раввинский суд…

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://evrey.com