Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Почему Бог не убивает атеистов? Почему вообще в Израиле живут атеисты?

А. Россия

ОТВЕТ:

Прежде всего, следует отметить, что Всевышний — не «убивает» (в общепринятом смысле этого слова). В этом, земном мире люди лишают друг друга жизни, реализуя при этом данную им свободу выбора. Всевышний же управляет всем, предоставив людям разбираться друг с другом — в рамках их миропонимания, и ожидая от них, что они, взяв за основу общечеловеческие ценности, будут вести себя разумно.

Даже если человек или некая группа погибает без прямого участия человека — например, от болезни или от стихийного бедствия природного характера — Всевышний забирает у них жизнь в соответствии с провозглашенными Им законами и в зависимости от человеческого поведения.

Бывает, кстати сказать, что одни люди платят и материально и даже жизнью — за неправильные поступки других. И только Всевышний решает когда, к кому и какую меру Суда применить.

Атеисты, казалось бы, должны быть первыми претендентами на лишение жизни. Ведь суть их мировоззрения — непринятие самой идеи существования Высшей духовной силы, управляющей миром. Следовательно, мы могли бы ожидать, что бедствия, болезни и т.д., в первую очередь, постигнут именно их — тех, кто осознанно восстает против власти Небес.

Однако в реальности дела обстоят, как видим — иначе. Жизнь атеиста в среднем — не короче жизней людей, преданных Творцу. А порой атеисты, к тому же, добиваются больших успехов.

Почему так?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к центральному понятию свободы выбора.

В определенном смысле атеисты пока еще — необходимы. Ибо они — живая альтернатива человеку, который верит во Всевышнего. Иначе говоря, они обеспечивают свободу выбора. Подобно тому, как в этом мире нередко процветают злодеи, демонстрируя возможность успешной жизни при полной нравственной деградации — так и атеисты создают видимую «успешную» альтернативу жизни с верой.

Заметим, что атеизм, с исторической точки зрения— относительно новое явление. До эпохи «Просвещения» в мировом сообществе не было массовых проявлений настоящего атеизма. Существовали разные виды материализма, но и материализм сопровождался верой в некие божественные силы. Иначе говоря, в мире распространялось идолопоклонство, в самых разных формах.

С развитием науки, технологическим прогрессом и укреплением веры в могущество человека, религия перестала играть ту роль, которая была у нее прежде. И человек, по крайней мере, в западном мире, в значимой мере «отрезвел», освободился от влияния «религиозного опиума».

Пробуждение, правда, было во многом неполным и временным. Об этом свидетельствует, в частности, факт, что и сегодня немалая часть населения в западных странах — приверженцы той или иной религии.

В любом случае, атеизм в современную эпоху возник как антитеза вере. И если в более ранние времена история не знала массового отказа от веры, и альтернатива заключалась в переходе в другую религию — в современном мире атеизм заявил себя как реальная, «прогрессивная» альтернатива религии.

Атеизм среди евреев — продукт влияния западной цивилизации и эпохи «Просвещения». Однако, если к неевреям у Всевышнего «нет претензий» по данному поводу, ибо у них нет обязанности верить в Единого Творца —то евреи изначально призваны служить Ему. Поэтому атеизм для еврея — духовное самоубийство. По крайней мере, если этот выбор — сознательный.

Главная проблема тут в том, что многие евреи-атеисты, даже в Израиле — не имеют глубокого представления о еврейской вере и традиции.

И в Эрец а-Кодеш (на Святой Земле) —можно, к сожалению, быть полностью оторванным от своих духовных и исторических корней. И виной тому, прежде всего — государственная система просвещения и антирелигиозная пропаганда, которая ведется на всех уровнях власти и в местных средствах информации.

И здесь я даже не имею ввиду евреев-атеистов, которые приехали в Израиль из бывшего Советского Союза — оплота всех богоборческих сил.

Это, конечно, не снимает с атеистов-евреев ответственность за их мировоззрение и образ жизни, но, вынося им «приговор»,такие факторы надо учитывать.

То, что было сказано выше объясняет, казалось бы, парадоксальный факт, что в Израиле живут евреи-атеисты. У очень многих из них не было доступа к религиозному образованию,они получали воспитание западного образца в духе «Просвещения».

Не забудем, что атеизм вовсе не исключает возможность веры. Он, даже наоборот — сильнейшее проявление веры. Веры в «науку», в «прогресс», в «самозарождение жизни на земле». Вера во все это — очень сильная вера, не имеющая доказательств. А потому представляет собой вид идолопоклонства, в его современном, облагороженном и «цивилизованном» виде.

Подводя сказанному некий итог — подчеркнем, что Всевышний не лишает жизни атеистов, равно как не убивает и других людей, живущих в темноте (например, идолопоклонников или злодеев). Все они —необходимы для поддержания некого баланса соотношения сил добра и зла.

Однако в соответствие с принципом Высшего Суда и справедливости, они обязательно будут наказаны. Частично — уже в этом мире, и полностью — в мире Будущем.

В заключение процитирую известную фразу из книги пророка Йехезкеля, которая относится к нарушителям законов Торы, и, как мне видится, содержит ответ и на Ваш вопрос — «Не смерти желает Он тому, кто нарушает Его законы, но — исправления» (гл. 33).

Всевышний бесконечно добр. Он терпеливо ожидает, когда мы выйдем на путь исправления и приближения к Нему. И дорога эта — открыта каждому. В том числе — и атеистам...

Автор текста Михаэль Бергман

Источник: http://evrey.com/