Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Рав Эссас!

Почему Вы такое внимание уделяете гражданскому Новому Году?

Почти каждый год Вы пишете что-то против него. Вот и в этом году Ваш ответ: "Когда меньше духовного вреда — от праздника, что 31 декабря, или того, что через две недели?" (дата - 22.12.20).

Бурштейн Зяма

Рига, Латвия

ОТВЕТ:

Вообще не упоминал бы об этом нееврейском празднике (как и о других нееврейских праздниках, которые не должны попадать в поле нашего зрения и интересовать нас), если бы его не праздновали многие евреи, родившиеся на территории бывшего СССР, и их потомки, включая тех, кто живет в Израиле.

В последние годы в Израиле разворачивается вокруг этого праздника настоящая вакханалия. Интерес к нему подогревают еще и коммерческие фирмы, которым, как понятно, выгодно продавать специфические продукты и предметы, да и вообще — создавать ажиотаж вокруг не только «особой», но и обычной продукции.

Кроме того, немалую роль во всем этом играют общественные организации, объединяющие выходцев из бывшего Советского Союза, всячески раздувая в них надуманную, фиктивную гордость за «наше славное прошлое», включающее в себя «замечательный», якобы «совершенно нейтральный» праздник — так называемый «Новый год».

Не буду повторять здесь достаточно очевидные прописные истины. Не стану говорить, что, например, в этом, 2021-м году — нет и намека на какой-то юбилей в истории, допустим, Греческой или Римской империи. Или, скажем — Российской, которой в те времена и вовсе еще не было.

Эта дата связана с единственным, пусть и вымышленным, фактом — с рождением того человека, который считается основателем христианской религии.

Вдобавок к этому, отмечу, что 1-е января (Новый год, как известно, празднуют в ночь с 31-го декабря на 1-е января) выделено в официальном православном церковном календаре, как великий праздник обрезания (на восьмой день после рождения) того человека. Поэтому они празднуют «рождество», а на восьмой день — Новый год.

Само по себе то, что в 1930-е годы Сталин возродил празднование Нового года, придав ему официальное значение (естественно, убрав упоминание о «рождестве») и добавив как будто бы новую советскую атрибутику (украшенные елки, Дед Мороз и т.п.), сути этой даты — не меняет. В нее все равно заложено христианское содержание. Впрочем, если кому-то это претит, он может считать, что оно — якобы «нейтральное гражданское».

Но на самом-то деле содержание этого праздника остается — христианским или, если хотите — коммунистическим, а сегодня еще можно сказать — российско-националистическим.

Подчеркну, что никакой борьбы с праздниками, которые отмечают другие народы, я никогда не вел и не веду. Да и вообще — нам, евреям, делать это ни в коем случае не следует.

Нам, евреям, никоим образом не может помешать то, что в Москве, Киеве, Нью-Йорке и т.д. неевреи празднуют Новый год (неважно — с елкой или без елки). Ибо все это не имеет к нам (и не должно иметь) — никакого отношения.

Но когда этот праздник отмечают евреи, например, в Москве и т.п., а тем более, на Святой Земле, в Израиле — это уже небезобидно. Это несет в себе немалый потенциал духовного вреда, по сути, представляя собой, образно говоря — «плевок» в Небо.

Поэтому не могу быть к этому равнодушным. И действительно, раз в несколько лет возвращаюсь к этой болезненной теме.

Автор текста

Элиягу Эссас