Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Поздравляю авторский коллектив сайта с Хаг Суккот и желаю всегда и во всем быть этрогом!
У меня всегда вызывало недоумение,что караимы в Израиле не считаются частью реального еврейства, а так называемые фалаша из Эфиопии вполне даже вписываются в рамки еврейства.
Не абсурд ли?
Как известно из истории, караимы некогда отвергли Талмуд и основанное на нем право. Но ведь иудеями они быть не перестали. Просто у них несколько иная версия иудаизма. (Примечательно, что в бывшей Российской империи этно-религиозные общины караимов не дискриминировались, как талмудические иудеи).
Караимы - весьма культурный народ, не то, что непонятного происхождения фалаши. Почему ж тогда ваши израильские раввины до сих пор имеют негативное отношение к караимам, но вполне лояльны к полудикарям из Африки, чье еврейство -- из пальца высосано, взято с потолка, шито белыми нитками?
ОТВЕТ:
Текст Вашего письма полон серьезных ошибок и заблуждений. И, кроме того — его вполне можно занести в список наиболее ярких образчиков абсолютно недопустимого отношения к людям.
Чтобы не быть голословным — отмечу конкретные, так сказать, «показательные» фрагменты.
Вы пишете, что караимы евреями быть не перестали, просто у них, с Ваших слов — «иная версия иудаизма».
Но это — не так. Их религия — не «иная версия иудаизма».
С момента получения Торы у нас всегда была и Письменная Тора и Устная. И это очевидно любому разумному человеку. Ведь чтобы понять содержание и смысл текста — нужны объяснения к нему. Особенно — когда речь идет об установления законов, обуславливающих образ жизни.
В отличие от философских рассуждений, в которых для того, чтобы выстроить модели человеческого поведения, нюансы не имеют значения — текст Торы, определяющий, как нам следует себя вести, должен быть достаточно ясным и заключать в себе принципы, позволяющие уточнить детали поведения, в зависимости от временных, географических и иных обстоятельств. При этом основные положения каждого закона остаются неизменными.
Этим и занимается Устная Тора.
Так евреи жили 2 тысячи лет.
Потом возникла группа людей, которые возомнили, что им лучше известно, что имел в виду Всевышний, когда дал нам Письменную и Устную Тору. И просто-напросто — упразднили Устную Тору.
Естественно, результат из действий — нельзя назвать «другой версией иудаизма».
Кроме того, исходя из изложенной выше логики — караимы (это и есть название группы, о которой мы с Вами сейчас говорим) тут же придумали собственную «устную тору». То есть от общего объема иудаизма они не только отрезали три четверти, а то — и больше, но еще —и приклеили к остатку свои фантазии. И внесли их не в какие-то философские вопросы, но — в формулировки законов, устанавливающих, кто может считаться «евреем» (надеюсь, понятно, почему слово еврей поставил в кавычки), кто может присоединиться к таким «евреям», как создаются семьи и что происходит с разводами.
Поэтому уже через 100-200 лет после создания этой новой религии, караимы, со всех точек зрения, включая не только религиозную, но и этническую — оказались вне народа Израиля. Что, кстати, подтвердили ученые-этнографы Третьего Рейха (дотошные нацисты, которые всюду искали еврейскую «составляющую»). Они официально признали караимов — неевреями.
Пойдем дальше.
Вы пишете, что караимы — «культурные люди».
Неужто Вы всерьез соотносите это определение с еврейством?!
Знаете ли Вы, что среди немцев во время Второй мировой войны было много (их и сегодня немало) культурных людей? Да и вообще, если пользоваться Вашим пониманием сути слова «культурный» — в данную категориюявно попадет большинство европейцев.
Конечно же, европейцы здесь названы лишь в качестве примера. Культурные люди есть в любом обществе, в любой стране мира. Они, что же, все — евреи?
А теперь — о евреях из Эфиопии.
Прочтем еще раз, что Вы о них пишете.
Что они — «полудикари». Что их еврейство «из пальца высосано», «взято с потолка», «шито белыми нитками».
Кто же все это «сшил»? Что это за люди?
Это — раввины, Учителя нашего народа (уместно подчеркнуть, что речь в данном контексте не идет о караимах). В течение примерно 200 лет они кропотливо изучали всевозможные документы (в том числе, и документацию христианских миссионеров), заслушивали свидетельские показания многочисленных еврейских путешественников, а во второй половине 20-го века — и целых делегаций евреев из разных стран, посетивших Эфиопию.
В итоге, после долгих размышлений, на основе многолетнего опыта исследований и принятия решений в подобных вопросах — они постановили, что эфиопские евреи — действительно часть еврейского народа. Хотя и требуется, чтобы каждый из них прошел уточняющий гиюр.
Мы с Вами — не знакомы. Но у меня при прочтении Вашего письма возникла уверенность, что Вы и понятия не имеете, как определяется статус еврейства, какие проблемы духовного порядка необходимо в каждом конкретном случае принимать во внимание, как все это делалось раньше и как это делается сейчас.
Поэтому, когда Вы огульно, совершенно не разбираясь в духовных вопросах вообще и в законах Торы, в частности — выдвигаете нелепые, низменные обвинения расистского характера, прихожу к выводу, что перед Вами стоит невероятно трудная задача. И заключается она, кроме прочего, в том — чтобы привести в необходимый порядок свои мысли и взгляды на мир. Только на этом пути у Вас появится возможность стать достойным, одухотворенным и, пользуясь Вашей терминологией — «культурным» человеком.
Быть может, Вам удастся сделать это. Но только в том случае, если Вы преодолеете в себе крайне негативные черты, которые Вы, не заметив того, раскрыли в самом начале своего письма, поздравив нас и пожелав (цитирую) — «всегда и во всем быть этрогом».
Тем, кто не знает, поясню, что этрог — один из четырех видов растений, которые мы объединяем во время молитв в праздник в Суккот и держим в руках, выполняя заповедь Торы.
Эти четыре вида растений символизируют четыре группы евреев в нашем народе: от праведных и ученых (этрог) и до тех, кто занят осуществлением добрых дел, и ничем не примечательных, «простых» евреев.
По нашим законам, если в комплекте из 4-х растений недостает одного вида, символизирующего, например, «простых» евреев — это уже не будет выполнением заповеди. Даже если все четыре вида будут этрогами (самое лучшее).
Надеюсь, понятно, что составив такой поздравительный текст, Вы открыли в себе — высокомерие, гордыню, презрение к другим. Иначе говоря — весьма неприглядные человеческие свойства, наличие и проявления которых, как, впрочем, и Ваши рассуждения о том, кого считать евреем, противоречат нашему, еврейскому мировоззрению.
Источник: http://evrey.com/