Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Доброго времени суток, шалом!
Не могли бы Вы, пояснить и объяснить мне следующие строки из писания.
Как объясняется крайняя жестокость и ненависть, описанные в них? А именно:
Книга Шмот, недельный раздел Бо, гл.11(5). И умрет всякий первенец на земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на его престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота.
Книга Дварим, недельный раздел Дварим, гл.2(34). И овладели мы всеми его городами в ту пору, и обрекли мы всякий город: мужчин и жен и детей, не оставили никого. (35)Только скот захватили мы для себя, и добычу из городов, которыми овладели.
Книга Дварим, недельный раздел Шофтим, гл.20(16). Только из городов этих народов, которые Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, не оставь в живых ни души; (17) Но на истребление обреки хити и эмори, кенаани и перизи, хиви и йевуси, как повелел тебе Господь, Б-г твой;
Пророки, Книга Шмуэль-I, гл.27(9). И поражал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался он, и приходил к Ахишу. (11) И ни мужчины, ни женщины не оставлял Давид в живых, чтобы привести в Гат, так как говорил: чтобы они не рассказали о нас, говоря: Так поступал Давид, и таков был его образ действий во все дни пребывания его в земле Пелиштимской.
Книга Мелахим-II (Цари II), гл.2(24). И обернулся он, и увидел их, и проклял их именем Г-сподним. И вышли из лесу две медведицы, и растерзали из них сорока двух мальчиков.
Заранее благодарю за ответ или за отсутствие такового.
ОТВЕТ:
Ваш вопрос имеет непосредственное отношение к обширной, важной и непростой теме — как понимать тексты Торы и Танаха.
Сразу скажу, что рассматривать написанное в Танахе с позиций юридических и прочих законов наших дней — метод, который заводит в тупик.
Но дело даже не в этом.
Все приведенные Вами примеры, если Вы попытаетесь разобраться в них спокойно, обдумывая сказанное, Вы увидите, что «исполнителями» этих действий были пророки. И осуществлялись они, эти действия — по прямому или косвенному указанию Творца мира.
Чем отличается действие обычного человека от действия пророка, и что еще важнее — от действий Всевышнего?
Правда, что закон — один для всех. Однако у обычного человека, такого, как мы с Вами, информационное поле — несоизмеримо с объемом, глубиной и сутью информации, которой владели пророки. И уж, тем более — с тем, что известно Всевышнему.
Рассмотрим Ваш последний пример.
Вот мы читаем в Танахе о довольно большой группе мальчиков или юношей (сорок два человека). И даже если бы они хулиганили (а именно это они и делали), с позиций сегодняшнего дня — у нас не было бы оснований для того, чтобы умертвить их, непосредственно или какими-либо косвенными способами.
Но если бы мы наверняка знали, что эти сорок два мальчика, когда вырастут, будут жестоко убивать людей — наше отношение к их жизненным перспективам было бы совершенно иным.
По законам Торы, судьи не имеют права выносить смертный приговор на основе каких-то впечатлений и предположений. Сделать это они могут — только если у них есть неопровержимые, проверенные факты.
Однако на Небе (не говоря уже о Всевышнем) — иное видение обстоятельств. И бывают ситуации, когда Творец открывает пророкам, что происходит на Небе, где существуют корни будущих явлений.
Так что, земной суд должен судить по законам страны, в которой он реализует свою деятельность. Но Небесный Суд — совсем другое дело.
В сегодняшней практике мои рассуждения уже не релевантны. Ведь у нас нет ни пророков, ни пророчеств. И в данном случае я лишь постарался разъяснить одну из сторон понимания того, что изложено в Танахе.
И это, кстати сказать — касается всех приведенных Вами примеров.
Всегда нужно помнить, что мы изучаем тексты Танаха в процессе учебы, чтобы получить представление об устройстве духовных миров и возможность прослеживать причинно-следственные связи между духовными явлениями.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com