Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
В одном из ваших недельных комментариев Торы, я узнал, что хлеб, соль и кувшин воды на завтрак может избавить от 83 различных болезней.
Чем это можно объяснить? И сколько это кувшин воды?
ОТВЕТ:
Действительно, Учителя в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 107) говорят: пат шахарит бе-мелах ве-китон шель маим… — хлеб после утренней молитвы с солью и немного воды оберегают от восьмидесяти трех болезней.
Судя по тому, как сформулирован Ваш вопрос, Вы, видимо, полагаете, что здесь дается некий рецепт здорового образа жизни — в бытовом, общепринятом понимании.
На первый взгляд, это высказывание и в самом деле выглядит именно так. Однако, если задуматься, сразу возникает вопрос: если в этом фрагменте обсуждаются медицинские проблемы — почему Учителя не уточняют, возникновения каких заболеваний можно избежать, применяя на практике данную рекомендацию? Ведь такого списка в Талмуде — нет.
К тому же, не сказано об общем улучшении самочувствия, но — указывается точное количество болезней. Значит, автор этого текста должен знать детали.
Разновидностей болезней, как известно — тысячи. Указание количества заболеваний без их названий — не просто пустая информация. Это даже «попахивает» жульничеством. Ведь если рецепт сработает, можно «задним числом» сказать, что подразумевалась и эта болезнь. Если же ничего не получится — следовательно, пациент «промахнулся», и его болезнь — не в списке.
Приведенные доводы наводят на мысль, что речь в Талмуде идет все же не о физическом здоровье.
Первому человеку было сказано: «в поте лица будешь есть хлеб».
Всевышний, фактически, не наказывает, но — направляет на дорогу исправления. Не совершив ошибки, человек прошел бы одной дорогой. Но он — ошибся. И теперь вынужден проделать более длинный и трудный путь, который приведет его в ту же точку. Таким образом, Всевышний указал, что исправление ошибки первого человека связано с хлебом.
Пшеница на иврите — хита. В Торе это слово состоит из трех букв — хет, тет, hей, всегда без буквы йуд (хотя по правилам язык иврит, после хет «напрашивается» эта буква). Числовое значение этого слова, 22 — указание на 22 буквы ивритского алфавита, которыми написана Тора.
Хлеб на иврите — лехем. Числовое значение слова — 78. Эту цифру можно воспринимать и как число 26, помноженное на три. 26 — числовой эквивалент четырехбуквенного Имени Всевышнего: йуд-hей-вав-hей.
Человек реализует Волю Всевышнего в трех плоскостях — дела, эмоции и мысли. И все эти три этажа души надо заполнить Светом Творца.
Все мы знаем: чтобы из пшеницы получился хлеб — нужно приложить немало усилий. Это — модель духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано 22-мя буквами в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу.
Подводя сказанному предварительный итог, отметим, что хлеб — модель служения Всевышнему, практической реализации Его заповедей.
Соль — никогда не портящийся продукт. Мало того — с помощью соли можно продлить жизнь и другим продуктам. Например, засоленные овощи сохраняются во много раз дольше.
Соль в Торе — символ вечности.
Вода, как неоднократно говорилось в материалах нашего сайта — символизирует Тору. И тут — множество сравнений. Например, вода, как и Тора — основа жизни.
День еврея, живущего по законам Всевышнего, начинается с утренней молитвы (на иврите эта молитва называется — шахарит). До молитвы, если чувствуешь жажду — можно выпить воды. Но есть до утренней молитвы — нельзя. Голод — это ощущение недостатка чего-то жизненно необходимого. И это, своего рода — «сигнал» душе во время молитвы, что человеку недостает жизненно необходимого Света Всевышнего. Соответственно, и молитва в такой ситуации — намного более глубокая и «качественная».
Выходит, завтракать можно только после молитвы.
Пока еврей готовится к молитве и молится — он погружен в духовность. После шахарита начинаются будничные дела, и тут появляется большая опасность, что тебя захлестнет материальность. Понятно, можно работать и «пропитываться» материальностью, но — можно делать то же самое, осознавая, что душа и сердце должны оставаться с Торой.
Результат работы будет таким же. Но в первом случае человек (когда он пропитывается материальностью) — падает в «болото», во втором — духовно возвышается. Его труд в материальной сфере тоже становится служением Всевышнему.
До начала рабочего дня надо постараться оградить себя от вышеуказанной опасности.
Хлеб и вода как бы напоминают, что человека «питают», насыщают и дают ему силы — служение Всевышнему и Тора. Таким образом, мы на весь день ставим себя в определенную начальную позицию, и удержаться на должном уровне будет значительно легче.
Но если этого не достаточно — надо напомнить себе, что сегодняшний день — частица вечного процесса приближения к Всевышнему. И каждый день, хоть и выглядит незначимым, по сравнению с продолжительностью жизни, и тем более — тысячами лет истории человечества, но все-таки — неотъемлемая и незаменимая составляющая процесса исправления мира.
Для этого, как уже ясно, нужно добавить соль. Имеется в виду — отдельно от хлеба, а не соль, которую добавляют в тесто.
Подводя итог, видим, что хлеб с солью и вода на весь день настраивают на аводат а-Шем — служение Всевышнему. А более качественная реализация законов Торы привносит в мир больше Света Всевышнего. И это означает, что, будет меньше духовных «болезней» и, как следствие — материальных.
Остается вопрос: от каких 83 болезней (пусть и духовных) спасает «утренний хлеб»?
Выше мы уже говорили, что числовое значение слова лехем («хлеб») — 78. Упомянули и о том, что в духовном смысле хлеб «работает» одновременно на всех трех уровнях нашей души.
Чтобы подчеркнуть эту одновременность, к 78-ми надо прибавить единицу (показав этим, что все три уровня в определенном смысле — единое целое). Получится — 79.
Поскольку основная духовно-символическая цель «утреннего хлеба», как было сказано — внести в нашу жизнь проявление Имени (т.е. сути) Всевышнего, а Его Имя состоит из 4-х букв, то прибавляя к 79-ти еще и число 4 получаем — 83.
В заключение отмечу, что такой завтрак — не таблетка, которую достаточно лишь проглотить, а дальше она работает сама, независимо от твоего желания. Если не прикладывать усилий и стараний к увеличению духовности — никаких чудес такой завтрак не произведет. Организм просто получит определенное количество питательных веществ, не более того.
Вышеописанный механизм помогает в духовной работе только в том случае, если у человека в течение дня есть стремление к духовности и, разумеется — к практической реализации заповедей.
Автор текста Хаим Аккерман