Вопрос:
Уважаемый рав Э. Эссас!
В последнее время в Израиле постоянно увеличиваются цены. На питание и вообще почти на все.
В связи с этим раздаются голоса, призывающие к бойкоту фирм, чемпионов по росту цен.
Вопрос: Законы Торы разрешают такие бойкоты?
Ответ:
Само собой разумеется, что каждый человек имеет право не покупать тот или иной продукт. То есть — бойкотировать фирму-производителя.
Если бойкот — массовый, организованный, во многих случаях, это может изменить политику руководства фирм в установлении цен, и иногда они и в самом деле снижают цены на дорогостоящие продукты.
С другой стороны, если товар жизненно необходим, долго бойкот (если он начнется) — не продержится.
Кроме того, следует иметь в виду, что при наличии относительно свободного рынка влияние поведения потребителей может быть разным. Что тоже делает бойкот практически неэффективным.
Нередко бойкот, как говорится — «палка о двух концах».
Поскольку речь идет об израильских производителях, серьезный массовый бойкот может повлечь за собой закрытие фирмы, и тысячи (а иногда — и десятки тысяч) людей останутся без работы.
Как регулировались эти вопросы во времена, когда рыночные отношения были неотъемлемой составляющей еврейского образа жизни?
В Талмуде Учителя высказываются за свободные рыночные отношения, без государственного урегулирования. Однако еврейские законы вносят в это некоторые поправки.
Например, если общество достаточно закрытое, и игроков на экономическом поле немного — тогда свободный рынок может с легкостью превратиться в монополистический. Производящие те или иные товары фирмы становятся монополиями, то есть одна, две или три фирмы контролируют реализацию всей продукции определенного вида.
Им, как понятно, совсем нетрудно сговориться, исключить конкуренцию и фактически бесконтрольно назначать на товар любые цены.
В такой ситуации наши законы устанавливают, что раввинский суд возьмет на себя контроль над справедливым назначением цен. Например, если цена какого-либо продукта еще вчера была разумной — сегодня она не может увеличиться на сумму более 15-ти процентов.
И это не означает, что завтра новую цену можно опять повысить, допустим, еще на 15 процентов.
При этом, разумеется, учитывается сезонность и реальная потребность в данной продукции. При сохранении определенной прибыли, которую получит производитель.
В наших книгах отмечаются случаи, когда бойкот в ответ на повышение цен осуществлялся под руководством раввинского суда.
К примеру, описывается ситуация, когда в некоем приморском городе рыбаки (неевреи) обратили внимание, что в четверг и в пятницу утром евреи готовы заплатить за рыбу, которую традиционно принято есть на шаббатних трапезах, практически любые деньги. И начали в эти дни взвинчивать цены.
Напомню, что холодильники тогда еще не изобрели, и запастись рыбой впрок не было возможности.
Тогда раввинский суд постановил, что, несмотря на традицию подавать в шаббат рыбные блюда — евреи не должны покупать рыбу (обходиться в субботу без нее). И через несколько недель цены на рыбу вернулись к прежнему уровню.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com/