Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика" Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Рекламируется гиюр для детей. Что вы об этом думаете?

ОТВЕТ:

В нашей традиции нет такого понятия — «гиюр для детей», как и нет и «гиюра для взрослых». К гиюру, по большому счету, применим в основном один критерий — искренний он или нет.

Слово «искренний» в данном контексте означает, по сути — добровольный, продуманный. А, возможно — и выстраданный, отражающий глубинные порывы и стремления души.

Отсюда следует, что по правилам нашей традиции — мы можем говорить о гиюре (присоединении к нашему народу) лишь взрослого человека, достигшего сознательного возраста, когда он в состоянии сделать самостоятельный, зрелый выбор.

Это не означает, что нет ситуаций, когда дети еще до своего совершеннолетия (еврейские девочки — в 12 и мальчики — в 13 лет) проходят гиюр. Так тоже бывает, но — только в рамках семейного процесса гиюра, и обязательно — при участии матери.

Например, если женщина проходит гиюр — этот процесс условно проходят и ее маленькие дети. Но и от них, по достижению совершеннолетия — требуется добровольное подтверждение желания присоединиться к еврейскому народу. Подтверждение, которое заверяется раввинским судом.

Все вышесказанное верно для традиционного, принятого в еврейском народе и существующего тысячелетия подхода к гиюру. Однако до вас дошла рекламная информация о неких услугах по гиюру для детей — процессе, в котором, насколько я понимаю, не нужен переход в еврейство родителей.

Иначе говоря, речь идет об абсолютно неприемлемой для нормативного еврейства «процедуре».

Как это может быть? Кому нужен такой гиюр, и почему он вообще стал предметом обсуждения?

Начнем с того, что «перевод детей в евреи» сулит их родителям определенную выгоду. Прежде всего — социального характера, помогая осуществить желание родителей-неевреев, чтобы их дети были «как все». То есть — в детском, а со временем — и во взрослом коллективе, праздновали бы еврейские праздники, и когда настанет пора— выбрали бы себе еврейскую пару и т.д. Иначе говоря — органично, «без помех», вписались бы в еврейскую общину Израиля.

При этом сами родители — не готовы принять еврейство. И по духовным и по сугубо материалистическим причинам. Ведь последствия такого шага непременно должны сказаться на всем образе жизни.

Словом, отправляя ребенка на всю жизнь в далекое путешествие, его родители, не покидая «зону комфорта» — оставляют за собой право ничего практически в своей жизни не менять.

Подчеркну, что само по себе желание сделать все возможное, чтобы детям лучше жилось — совершенно естественное, нормальное. Но не все способы для этого хороши. К примеру, описываемый здесь «метод» — чреват тяжелыми последствиями.

Гиюр, переход в еврейство — не «культурное мероприятие», не приятное погружение в образ жизни другого народа. Хотя некоторые, к сожалению, воспринимают его именно так — как входной билет в общность, именуемую — «обществом израильской культуры».

Но гиюр подразумевает совсем другое. Здесь речь идет— о присоединении дополнительной еврейской души. То есть — о процессе, проникающем в саму суть человеческого существования и меняющем направление человеческой жизни.

Более того, искренний гиюр влечет за собой ослабление или даже разрыв многих человеческих связей, иногда — и семейных.

Гиюр, сделанный ребенку, живущему в нееврейской семье (или, скажем, в ситуации, когда его мать — нееврейка) — иллюзия. Как бы ни старались родители-неевреи «создать условия» сыну (дочери), чтобы он мог соблюдать еврейские традиции — все будет поверхностным, пропитанным фальшью. Ведь они не в состоянии передать ему ни глубину понимания Торы, ни сущность наших законов, ни искренность веры.

Рано или поздно «отгиюренный» ребенок, вслух или мысленно, задаст своей маме вопрос: «Почему ты сама не стала еврейкой, если ты говоришь, что быть евреем так хорошо?». И никакие отговорки его не убедят. Истинные мотивы родительского решения будут раскрыты, и это станет для него причиной глубокой психологической травмы.

Впрочем, повзрослев, ребенок, прошедший такую «манипуляцию», вряд ли будет что-то соблюдать (если кто-то из таких детей и остается верен еврейской традиции — это редкость). Не говоря уже о том, что такой весьма спорный, мягко говоря,«гиюр» — не признает большинство раввинских судов Израиля.

Понимают ли это родители, которые заботятся о благе своих детей?

Скорее всего — не понимают. Или, прельстившись обещанной легкостью процесса — просто не желают об этом задумываться.

Остается только сожалеть, что есть люди, которые всерьез обсуждают такой «беспроигрышный» вариант. В их числе —и те, кто стремится осуществить свою иллюзорную «мечту», и те, кто готов им в этом помочь. При этом, и те и другие — не укрепляют, но, наоборот — разрушают основы еврейской традиционной жизни на Земле Израиля.

Отметим, что даже в смешанных семьях, где мать — нееврейка, а отец в некотором смысле— соблюдающий традиции еврей, нельзя подталкивать ребенка к гиюру. Вместе с тем, имеет смысл знакомить его с основами веры в Единого Творца, предоставив ему возможность получить общее важное представление о мироустройстве.

Будем надеяться, что в скором будущем еврейское традиционное общество сможет остановить лавину «легких гиюров», которая пытается изменить еврейский «ландшафт». Ну, а явление «гиюр для детей»на общем фоне еврейской жизни — запомнится лишь как досадное недоразумение.

В заключение отмечу, что в данном ответе я не ставил перед собой задачу описать весь контекст этого явления и сосредоточился только на некоторых его аспектах.

В расширение темы рекомендую прочесть на сайте ответ «Существует ли процесс гиюра для детей, не достигших 13-ти лет?» — с ответами, обозначенными в нем ссылками.

Автор текста Михаэль Бергман

Источник: http://evrey.com/

Читайте також