Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Вопрос по поводу словосочетания бейн а-шмашот - сумерки. Дословный перевод означает между солнцами. Как Луна попала в категорию Солнца?

ОТВЕТ:

Буквальный перевод этого выражения, как это нередко бывает, в данном случае — дезориентировал Вас. Попытаемся вместе разобраться, что оно подразумевает в действительности.

Солнце на иврите — шемеш (во множественном числе — шмашот). Поэтому в самом простом и «техническом» (но неверном) смысле выражение «бейн hа-шмашот» означает — «между солнцами».

Что же здесь имеется в виду?

Наши Учителя много и детально анализировали важную практическую, космического значения, духовную проблему — как определить границу между двумя днями, а точнее — сутками.

В Письменной Торе дается этому самое общее определение. В книге Берешит читаем: «И был вечер, и было утро — день (такой-то)…».

Из этого мы узнаем, что день начинается с вечера. Но где граница между уходящим и наступающим днем — неясно. Очевидна только связь с заходом солнца и наступлением вечера.

Однако это — очень не точное определение.

В Устной Торе, в Талмуде и в книгах наших Учителей всех поколений, вплоть до нашего времени — идет обсуждение данной проблемы.

Не буду приводить глубокие, тонкие и интересные суждения наших Учителей. Отмечу лишь, что общий знаменатель, объединяющий все высказанные ими грани Истины — мысль о том, что когда кончается один день, другой начинается не сразу, но — чуть позднее.

Это выражение «чуть позднее» может быть выражено, к примеру, в одной секунде, а, может — в часе, и даже более того.

Вот этот период между окончанием одного дня и началом другого и называется на иврите — бейн hа-шмашот.

В это словосочетание заложена идея, что понятие «день» и вообще — «сутки», связано с видимым «поведением» солнца. Оно появляется, светит, заходит, а через какое-то время — снова появляется. И это будет уже — другой день.

Так что, представление о том, что такое день, люди связывают с восходом и заходом солнца. Поэтому можно сказать, что словосочетание «между солнцами» идентично выражению — «между днями».

Если же уточнить — в законах Торы это, как уже сказано, обозначает тот самый период времени между окончанием одного дня и началом другого.

В заключение, чтобы не оставить читателей в неведении по поводу практической стороны выражения «бейн hа-шмашот», при том, что существуют десятки определений и уточнений этого — приведу основной взгляд на это, выраженный великим Рамбамом в его Кодексе еврейских законов Мишне Тора.

Период бейн hа-шмашот, — пишет Рамбам, — начинается в тот момент, когда за горизонтом скрывается верхняя часть солнечного диска. А кончается он — когда на небе можно увидеть три звезды среднего размера.

В Израиле этот период длится, как правило, 20-25 минут. В других частях Земного шара, в зависимости от географической широты — может быть значимо дольше.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://jewishnews.com.ua

Читайте також

Найпопулярніше
Воины Израиля — дорога славы
ЗАПОРОЖЬЕ. Первые дни 2021г.
КРИВОЙ РОГ. Праздник Суккот в подростковом клубе Be Jewish
Актуальне
День вшанування пам'яті жертв Голодомору: історія акції "свічка у вікні" та її ініціатори
Гаага проти Ізраїлю: чому ордер Міжнародного кримінального суду на затримання прем'єр-міністра Нетаньягу також має вплив на Україну
Орбан має намір запросити Нетаньягу до Угорщини у відповідь на виданий Міжнародним кримінальним судом ордер на арешт.
Теги