Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

У меня возник вопрос в отношении молитвы вРоша-Шана (правда, c опозданием). Вроде бы и молился, но не чувствовалось наполнение. Какое-то охлаждение, чисто формальный подход.

К тому же, у меня был сон в ночь между первым и вторым днем Роша-Шана. Приснилось, что я оторвал себе один из узелков, который идёт по периметру талита.

Что можно сделать, чтобы изменить положение? Как можно исправить то, что оторвано, что не получилось в молитве в Рош а-Шана?

Гмар хатима това всему Израилю.

ОТВЕТ:

Вы выдвинули на обсуждение очень серьезную, важную тему.

Правда, обычно она возникает несколько в другом варианте — почти сразу же после того, как человек начал соблюдение нашей традиции.

Суть дела в том, что абстрактные представления о молитве предполагают, что у человека иногда появляется желание поговорить с Творцом мира (так сказать, в свободной форме и в свободное время). Однако же это как будто бы — противоречит существующему в нашей традиции правилу, согласно которому молитвы читают в определенное, заранее установленное время. И — по тексту, который, по большому счету не меняется (некоторые изменения вносятся в молитвенные тексты только в субботу, и чуть больше — в праздники).

Человек, находящийся в начале пути воспринимает все, в том числе, и это — как некую данность. И попросту говоря, надеется, что когда-нибудь он к этому привыкнет.

Так оно и происходит. Но внутри всего начинает вызревать другая, намного более серьезная и сложная проблема. И с ней уже сталкиваются не только начинающие, но в не меньшей, а иногда — и в большей степени, и те, кто вырос в религиозной семье, где соблюдают наши традиции на протяжении многих поколений.

Этой проблеме — более двух с половиной тысяч лет. И я не оговорился.

Обозначил ее пророк Йешаягу в одноименной книге Танаха (гл. 1), назвав ее — мицва мелумада. Что в сущностном переводе означает — «заученная, механически выполняемая заповедь».

Понятно, что в ситуации, когда проблема у нас есть две с половиной тысячи лет, а народ наш продолжает существовать, переживая подъемы и спуски — это означает, что проблема, с которой приходится сталкиваться — очень и очень сложна. Однако народ в целом в состоянии с ней жить (хотя может, если ее не решать —оказаться и в катастрофической ситуации). При том, что отдельные индивидуумы из-за нее способны порой даже «выпасть» из еврейства.

Поэтому нам следует стремиться, хотя бы в какой-то мере справляться с этой трудностью — и на индивидуальном уровне и, если можно так выразиться, в общенациональном масштабе.

Начнем — с индивидуального.

Зачастую такая проблема возникает у человека, который считает, что у него — большой потенциал и, мягко говоря, огорчается, видя, что этот его потенциал не реализуется.

Например, он полагает, что его духовное развитие таково, что каждая его молитва должна сотрясать не только его душу, но и мир вокруг него. Что он должен буквально гореть возвышенными чувствами, слышать шепот малахим (мн. число от слова «малах»; в переводе — «ангел»), которые беседуют с ним. Что ему в молитве должны открываться какие-то великие духовные Истины.

Однако на деле ничего такого, увы, не происходит.

Отсюда и проистекает проблема, о которой мы говорим. Человек приходит к тому, что молиться ему — неинтересно. А то и вовсе — перестает видеть в ней смысл.

С чего начать, чтобы хоть как-то это исправить?

Как ни странно — с молитвы, в которой надо попросить Всевышнего, чтобы Он открыл тебе глаза на то, что ты, в общем-то — «маленький человек», который может начать расти. В том числе — и в сфере молитв.

Как это происходит?

Необходимо осознать и помнить, что тебе пожалован колоссальный и совершенно уникальный подарок. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков установили принципы и структуры всех молитв, а великие пророки (повторю, что пророки — это те, кто ощущал Небесные Истины) еще две с половиной тысячи лет назад окончательно сформулировали это и сделали доступным абсолютно каждому человеку.

Творец мира хочет, чтобы ты, маленький человек, держал в руках «книжечку». В будни, в субботу и праздники. И по этой «книжечке» — читал слова, фразы и тексты, которые каждый (в том числе, и ты) понимает так, как он может их понимать. И если он делает это искренне, проявляя максимальную скромность — молитва ему засчитывается, как личная беседа с Творцом мира.

И даже ощущение, что у тебя нет при этом великих переживаний — тоже часть беседы, которая приятна Всевышнему, как разговор отца с ребенком, который старается, но пока еще не может отчетливо выразить свои мысли и эмоции.

Поэтому достаточно твердая основа для позитивных изменений в отношении к молитве — умение поставить себя на правильное место (то есть осознать, что ты — простой, обыкновенный человек). Что, в свою очередь, рождает понимание, что тебе, маленькому человеку — доверили великую работу. И остается лишь, не опуская руки, стараться ее выполнять. Не слишком концентрируя свое внимание на том, что не все получается сразу (переживать можно и даже нужно, но — не чересчур).

Постепенно у человека появляются мысли, что он старается — не зря, что его усилия в высшей степени угодны Всевышнему. Что, выполняя эту работу, сам он — поднимается духовно. И мир вокруг него становится — светлее.

Ты, конечно же, хочешь большего. И это — правильно. Это — совпадает с желанием Всевышнего, который хочет, чтобы ты развивался и рос, но всегда помнил при этом, что ты — лишь обыкновенный человек. А значит — сделаешь столько, сколько у тебя получится. Главное — чтобы ты старался, прикладывал усилия.

И в результате получается, что твоя молитва была прекрасной. И переживания твои были нужны, и текст тот самый, один и тот же — нужен. Что для этого ты и послан Творцом сюда, в земной мир.

Вот, пожалуй, и все, что можно сказать отдельному индивидууму.

Что же касается этой проблемы в общенациональном масштабе — к сказанному выше добавлю еще один элемент.

Каждый из нас в своей индивидуальной молитве должен стараться воспринимать себя частицей единой души народа Израиля. Хотеть и стремиться к тому, чтобы как можно больше евреев проникались схожими чувствами.

В расширение темы рекомендую прочесть на сайте ответ «Через полгода изучения Талмуда, потерял к этому интерес. Что посоветуете?».

А теперь — ко второму Вашему вопросу.

Узелки по краям талита — подобны тем узелкам и шарикам, что были на близких к земле краях верхней одежды коэна гадоль (главного коэна в Храме). Они, кроме прочего, символизировали идею, что каждый еврей, на своем (низком или высоком) духовном уровне — полон добрых дел и духовных заслуг. Стало быть — нет никаких оснований для высокомерия (на иврите — гаава) и других подобных чувств.

Если Вам приснилось, что какой-то узелок или шарик оторвался — над этим стоит поразмышлять и, вероятно, сделать какие-то выводы.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник http://evrey.com/

Читайте також