В Торе сказано, что на восьмой день от начала Суккот будет у нас еще один отдельный, самостоятельный праздник. Его название — шмини Ацерет — показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет).
Кого задержали и зачем? Учителя народа — хахамим — приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания, царь сказал: «Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста, задержитесь еще на один день».
Так и в Торе говорится: «На восьмой день будет у вас праздник». Будучи, в принципе, совершенно независимым от Суккот праздником со своими молитвами и обычаями, Шмини Ацерет все же имеет один общий с днями Суккот элемент: в молитвах и благословениях этого дня мы называем его (зман симхатену) — время нашей радости. То же говорится и во все дни праздника Суккот.
Продолжая нашу притчу о царе, можно сказать, что дети не только согласились остаться у него, но и добавили к продолжающемуся пиру что-то от себя, чтобы сделать его еще более веселым и радостным. Наши учителя — хахамим — постановили, что в это день — Шмини Ацерет — евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и тут же начнут чтение ее с начала! Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора — праздник [завершения цикла чтения] Торы.
Тора состоит из пяти книг, из 54 «еженедельных глав» ( — парашат а-шавуа). Каждую субботу в синагоге (а в течение недели евреи — дома) читают еженедельный отрывок. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе).
Некоторые законы и обычаи Шмини Ацерет и Симхат Тора
Зажигание свечей — как перед наступлением субботы и других праздников.
Вечером в синагоге после праздничной молитвы (маарив) выносят из (арон а-кодеш) — места хранения свитков Торы (самое святое место в синагоге) — все имеющиеся свитки и устраивают торжественную процессию-хоровод вокруг зала синагоги — с песнями и танцами и с Торой в руках. Процессию повторяют семь раз — так что многие, если не все, имеют почетную возможность пройти круг со свитком Торы. Вечером — праздничная трапеза (ее обычаи — как в первый день праздника Суккот).
Утром после праздничной молитвы — шахарит — снова торжественная процессия, песни и танцы, а потом — очень торжественное и очень праздничное завершение чтения Торы. При этом если в обычную субботу вызывают к чтению Торы только взрослых (и мальчиков с 13 лет), то в этот день вызывают всех детей, и можно представить себе их радость.
Немедленно начинают читать первую еженедельную главу (Берешит, «В начале…»).
Днем — последняя праздничная трапеза.
Вне Израиля, где наши учителя установили традицию день полного праздника (, йом тов) отмечать два дня, содержание первого дня Шмини Ацерет не включает специфики Симхат Тора, а все обычаи Симхат Тора приходятся на второй день Шмини Ацерет.
На этом и заканчивается период «осенних праздников». Следующий праздник — Ханука — через два месяца.
Заканчивается чтение Торы ее последними фразами: «И не было пророка подобного Моше [Моисею], который… совершал [подвиги и чудеса] перед глазами всего Израиля».