Трагические судьбы советских евреев-добровольцев, решившихся принять участие в Войне за Независимость Израиля, полностью опровергают ложь и фальсификации о якобы «помощи сталинского СССР» молодому Еврейскому государству, получившие широкое распространение в сегодняшней России.
Майор Феликс Беатус принимает решение совершить побег из Польши и добровольно примкнуть к еврейским боевым формированиям в Эрец Исраэль. Пройдя нелегальными тропами всю Европу, он с семьей 27 мая 1947 года прибыл на историческую родину.
Феликс Беатус — израильский танкист №1
Сегодня бронетанковые войска ЦАХАЛа по праву считаются одними из сильнейших в мире по профессионализму танкистов и боевому опыту, количеству и качеству бронетехники. На вооружении израильских танкистов стоят танки Меркава отечественного производства, которые многие эксперты считают лучшими боевыми танками в мире. Эти выдающиеся результаты достигнуты благодаря самоотверженной отваге и мастерству многих поколений израильских танкистов и танкостроителей. Когда заходит речь о создании израильских бронетанковых войск, неизменно упоминается имя Феликса Беатуса, командира 82-го батальона 8-ой танковой бригады, Сформированный в мае 1948 года во время Войны за Независимость Израиля, этот танковый батальон стал первой танковой частью Израильской армии, а Феликса Беатуса называют «израильским танкистом №1», одним из создателей Хейль а-Ширьон — бронетанковых войск ЦАХАЛа
Впрочем, после Войны за Независимость почти исчезли упоминания о Феликсе Беатусе и недавний национальный герой неожиданно превратился в незаслуженно забытого «неизвестного солдата». Только недавно публикация в газете Едиот Ахронот впервые приоткрыла завесу тайны над биографией первого израильского танкиста.
Польский офицер на советско-германском фронте
Феликс Беатус, майор-танкист Войска Польского, был одним из тысяч еврейских добровольцев, отправившихся в Эрец-Исраэль, чтобы в рядах боевых формирований участвовать в битве за создание Еврейского государства. Его побегу из Польши, находившейся под контролем СССР, предшествовала череда трагических событий 2-ой мировой войны, которую он прошел в рядах Советской и Польской армий.
Феликс Беатус родился в Польше в ассимилированной еврейской семье. Оторванность семьи от еврейских корней стало причиной того, что родным языком для него был польский, он также отлично владел немецким и русскими языками, а вот идиш и иврит он не знал. Впоследствии это стало для него серьезной проблемой, во многом помешавшей ему сделать успешную карьеру в Израильской армии.
В предвоенной Польше он, судя по всему, был профессиональным автомехаником, что определило его дальнейшую судьбу. После начала 2-ой мировой войны в сентябре 1939 года и раздела Польши между нацистской Германией и СССР, Феликс Беатус вместе с женой Франческой оказался на территории Западной Украины, оккупированной СССР, в городе Стрый. Там он работал водителем, а его жена медсестрой. Стрый был занят немцами 2 июля 1941 года и все многочисленное еврейское населения этого городка было уничтожено немцами и украинцами. Феликс Беатус и его семья выжили случайно — в первые дни войны был он призван в Красную Армию, где начал службу рядовым-военным водителем. Ему удалось спасти свою семью — он успел вывезти жену с детьми, тем самым избежав их убийства вчерашними соседями. Жену и детей он увидел только спустя четыре года.
В рядах отступающих под ударами немцев частей Красной Армии Феликс Беатус уходил в глубь СССР. Его командиры обратили внимание на толкового солдата, умело устранявшего поломки и восстанавливавшего казалось бы безнадежно разбитые машины и бронетехнику. Он прошел обучение на механика-водителя танка Т-28 и продолжил воевать уже в танковых войсках. Так началась танковая карьера Беатуса Т-28 представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. В составе танковых бригад механизированных корпусов РККА танки Т-28 участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако в большинстве своём были потеряны за первые её месяцы. В ходе боев Беатус был ранен, но вернулся в строй.
6 мая 1943 года Государственный комитет обороны СССР издал постановление № 3294 «О формировании 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко». Феликс Беатус оказался в числе более 400 евреев — польских граждан, переведенных из рядов Красной Армии в состав этой дивизии. Дивизии им. Костюшко был придан танковый полк. Именно туда был переведен Феликс Беатус. Вскоре он прошел курс командиров танков Т-34. Впочем, танковой карьере Беатуса чуть было не помешал приказ о назначении его политруком. Выполнять этот приказ Беатус наотрез отказался, заявив, что не желает быть политработником-евреем среди польских солдат. 15 июля 1943 года (в годовщину битвы при Грюнвальде) бойцы дивизии им. Костюшко приняли воинскую присягу, а 1 сентября 1943 года 1-я польская пехотная дивизия была направлена на фронт. 12–13 октября 1943 года под Ленино Могилёвской области состоялся первый бой 1-й польской пехотной дивизии. В ходе двухдневных ожесточенных боёв части польской дивизии понесли тяжелые потери, достигавшие 25% личного состава, и потому уже 14 октября дивизия была отведена на переформирование.
В дальнейшем в рядах танкового корпуса 1-ой армии Войска Польского Беатус участвует в боях за освобождение Польши. Он был в числе освободителей узников лагеря смерти Майданек, принимал участие в боях за город Люблин 14 сентября 1944 г. 1-я польская армия освободила правобережное предместье Варшавы — Прагу и затем предприняла неудачную попытку форсировать Вислу, чтобы помочь Варшавскому восстанию. Однако по приказу Сталина наступление было остановлено и советские и польские войска были вынуждены пассивно наблюдать за тем, как на другом берегу Вислы немцы методично уничтожали повстанцев. Рис5 Феликс Беатус (в центре)под Варшавой.1945
Надо думать, Феликсу Беатусу, как и другим польским офицерам, было тяжело оставаться пассивными наблюдателями развертывавшейся перед их глазами трагедии Варшавы. В октябре 1944 года Феликс Беатус в числе перспективных польских офицеров-танкистов был направлен на учебу в Ленинградскую Краснознаменную ордена Ленина высшую офицерскую бронетанковую школу имени В.М.Молотова, где готовили командиров танковых батальонов.
После успешного окончания школы Беатус вернулся в свой танковый корпус, где в качестве командира батальона, а затем полка тяжелых танков ИС участвует в ожесточенных танковых боях на территории Чехословакии и Германии. Войну майор Феликс Беатус завершил в мае 1945 года на чехословацко-германской границе.
Феликс Беатус в Офицерской танковой школе им.Молотова
Побег
После окончания войны майор Ф.Беатус со своей танковой частью был переведен в город Штеттин. По решению Потсдамской конференции этот немецкий город был передан Польше, но в нем все еще оставалось многочисленное немецкое население. На майора Ф. Беатуса, назначенного военным комендантом Штеттина, польскими властями была возложена «полонизация» этого города. В течении шести недель польские войска и службы безопасности осуществили депортацию четверть-миллионного немецкого населения Штеттина в Германию. Казалось бы, ничто не могло подтолкнуть майора Феликса Беатуса, прошедшего войну и делавшего успешную карьеру, к бегству в Эрец-Исраэль. Однако в послевоенной Польше вновь поднимал голову традиционный польский антисемитизм: остатки некогда многочисленного польского еврейства, уничтоженного в Холокосте, вновь стали обьектом нападений польского антисемитского быдла. В первые послевоенные годы по всей Польше прокатилась волна антисемитских погромов — поляки убивали и грабили чудом выживших во время Холокоста евреев. В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. Печальную известность приобрел погром в Кельце 4 июля 1946 года. В ходе погрома поляками было убито до 50 евреев, среди них дети и беременные женщины, а больше 50 человек ранено.
Майор Феликс Беатус и сам вскоре стал свидетелем разгула польского антисемитизма — в мае 1946 года в Штеттине проходил парад, посвященный победе над нацистской Германией. Беатус вел танковую колонну, когда увидел, что толпа поляков напала на группу еврейских скаутов, участвовавших в параде под бело-голубыми флагами. Погромщики были разогнаны, однако ему, по-видимому, стало ясно, что с разгромом нацистской Германии польский антисемитизм не кончился, а только набирает силу. Через жену Франческу на Беатуса вышел Мосад Алия Бет — организация, занимавшаяся нелегальной репатриацией евреев в Эрец Исраэль. Шел 1947 год и было ясно, что война за Независимость будущего Еврейского государства неизбежна. Еще не созданной армии будущего государства нужны были профессиональные военные кадры, прошедшие закалку в ходе 2-ой мировой войны. Агенты Мосад Алия Бет в то время действовали по всей Европе, собирая еврейских добровольцев для будущей израильской армии. Особенно активно Мосад Алия Бет действовал в Польше, где обьектом вербовки добровольцев были евреи-военнослужащие Войска Польского и Северной группы войск Советской Армии (СГВ), дислоцированной на территории Польши.
О том, как проходила вербовка добровольцев, мне еще в бытность в СССР под большим секретом рассказал полковник-танкист П. В то время он был молодым 24-летним капитаном, командиром танковой роты одной частей СГВ. В рядах Красной Армии капитан П. прошел всю войну от Москвы до Берлина, неоднократно горел в танке, был награжден многими боевыми орденами. В числе отличившихся воинов он участвовал в Параде Победы 1945г. В Бабьем Яру немцы и украинцы убили всю его семью. Однажды он возвращался на поезде в свою часть. В купе с ним было несколько поляков, с которыми он беседовал «за жизнь» под стаканчик самогона. Неожиданно один из «поляков» спросил его на идиш: «— Капитан — ты еврей?». Получив утвердительный ответ, «поляки» рассказали капитану, что сейчас в Эрец Исраэль идет смертный бой за будущее Еврейское государство, немногочисленный еврейский ишув противостоит армиям многих арабских государств, на кон поставлена судьба всего еврейского народа. » — Ты, капитан, — еврей, и, судя по твоим орденам, ты хорошо воевал. Твое место, как еврея и солдата — в рядах будущей еврейской армии». Попутчики рассказали капитану П. о том, как тысячи евреев-добровольцев сейчас нелегальными тропами устремляются в Эрец-Исраэль, чтобы вступить в бой в рядах еврейских боевых формирований. «— Давай, капитан, присоединяйся к нам. Мы тебя сейчас переоденем в гражданское, снабдим документами и переправим в Германию, а оттуда наши люди доставят тебя в Эрец Исраэль». Как мне рассказывал в последствии полковник П., при этом разговоре вся жизнь прошла перед его глазами — убитые в Бабьем Яру близкие, война, его чувство принадлежности к еврейству. Оставалось сказать только «Да», чтобы навсегда изменить свою судьбу. Но в Киеве капитана ждала невеста, и он понимал, что такое решение навсегда разлучит его с любимой женщиной и обречет ее на мучения и преследования в СССР.
Майор Феликс Беатус (в центре) среди офицеров и солдат своего танкового полка. Штеттин. 1946
Полковник П. тогда так и не решился примкнуть к еврейским добровольцам, но память об этом разговоре в польском поезде он хранил в глубокой тайне всю жизнь. В СССР евреям-военнослужащим, нелегально переправленным в Эрец Исраэль, грозила смертная казнь:
Выписка из «Обзора судимости и судебной практики по делам о государственных преступлениях, рассмотренных Военным Трибуналом Прикарпатского Военного Округа в 1-м квартале 1952 года».
«Старшина 1031 гаубичного артиллерийского полка ЗИЦЕР, он же БЕРНШТЕЙН, состоя на военной службе в Советской Армии на территории Польши, 22 сентября 1945 года дезертировал из части, после чего изменил Родине и бежал на жительство в Израиль. Трибуналом Округа 21 февраля
1952 года ЗИЦЕР заочно осужден
по ст. 58-1 «б» УК РСФСР к расстрелу»
Трагические судьбы советских евреев-добровольцев, решившихся принять участие в Войне за Независимость Израиля, полностью опровергают ложь и фальсификации о якобы «помощи сталинского СССР» молодому Еврейскому государству, получившие широкое распространение в сегодняшней России. Майор Феликс Беатус принимает решение совершить побег из Польши и добровольно примкнуть к еврейским боевым формированиям в Эрец Исраэль. Пройдя нелегальными тропами всю Европу, он с семьей 27 мая 1947 года прибыл на историческую родину.
Израильский танкист №1
В Эрец Исраэль, тогда еще находившейся под британским правлением, велась ожесточенная партизанская война еврейских боевых формирований против британцев и арабов — ни у кого не было иллюзий, всем было ясно, что с уходом британцев предстоит смертельная схватка за Еврейское государство с многократно превосходящими силами арабов. Вскоре состоялась встреча Беатуса с Ицхаком Саде (Ландсбергом), командующим еврейской нелегальной армии Хагана. Встреча с Саде повлияла на всю дальнейшую жизнь Беатуса — Саде смотрел на перспективу и ясно понимал, что в будущих боях предстоит буквально с нуля создавать танковые войска и польский офицер-танкист с богатым фронтовым опытом как никто другой подходит для этого дела. Установлению тесного контакта между ними способствовал и такой фактор, что Ицхак Саде, выходец из России, в прошлом тоже был командиром Красной Армии, между ними не было языкового барьера — оба отлично владели русским языком.
Первые танки ЦАХАЛа:Танк Mk VIII Cromwell
Впрочем, языковой барьер крайне усложнил взаимопонимание Беатуса с другими командирами Хаганы — сабрами (уроженцами Израиля), что в дальнейшем оказало самое негативное влияние на его военную карьеру в Израиле. Свидетельством тому стала встреча Беатуса в тель-авивском кафе с командирами Хаганы и Пальмаха Игалем Алоном и Данном Ланером. Встречу организовал Ицхак Саде, он же был переводчиком — Беатус и боевые командиры не понимали друг друга. Несмотря на возникшие проблемы, Ицхак Саде продолжал поддерживать Феликса Беатуса. Вскоре они отправились на север страны. Там, в кибуце Айелет а-Шахар, Феликс Беатус по указанию Ицхака Саде разработал план обороны Галилеи на случай вторжения арабских армий. Отличная командирская подготовка помогла решить эту задачу, что вызвало восхищение командиров местных боевых формирований. Коэн, командир 3-го батальона Пальмаха, спросил Дана Ланера: «Как долго Беатус находится в стране, раз так точно и детально знаком с обстановкой в Галилее?». Ответ поразил Коэна: «Беатус приехал всего несколько дней назад и всю информацию получил только благодаря изучению карт».
Первые танки ЦАХАЛа:Танк M4 Sherman
На Беатуса, в свою очередь, произвели сильное впечатление сознательность и дисциплина бойцов еврейских боевых формирований — по случаю праздника бойцы получили увольнительные и к назначенному времени все вернулись в свои подразделения. Как отметил Беатус, в хорошо знакомой ему польской армии дезертировали до 30% офицеров и солдат, ушедших в отпуск Тогда же обсуждались вопросы создания танковых войск будущей израильской армии. Об этих обсуждениях пишет полковник Меир Паиль в своей статье, опубликованной в журнале бронетанковых войск «Ширьон» (Броня) в 1999 году: «Дело было далеким летом 1947 г. В непосредственной близости к западной границе кибуца Далия был разбит палаточный городок курса командиров отделений ПАЛМАХа. Командиром курса был Хаим Бар-Лев, а Ваш покорный слуга был в должности его заместителя. Однажды нас посетил Ицхак Саде.
Первые танки ЦАХАЛа:Танк Hotchkiss Н-39
«Старик» привел с собой ещё одного человека, с которым и зашел в палатку начальника курса командиров отделений. Ицхак Саде представил этого человека — Феликс Беатус, репатриировавшийся недавно из Польши, служил во Вторую Мировую войну командиром танкового полка в Советской Армии, а также в Польской Армии, организованной в СССР. «Старик» рассказал, что этот человек не говорит на языке иврит, а только по-польски, по-русски и по-немецки; что у него есть богатый боевой опыт использования танков против немецкой армии, и что он привез его к нам, чтобы немного познакомить с частями ПАЛМАХ. «Старик» сам вызвался быть переводчиком. После прогулки по лагерю, посещения столовой, уроков топографии и ориентации на местности, а также полевых учений и уроков по командованию отделением и взводом, мы вернулись в командирскую палатку. Там, с кофе, разлитым по эмалированным кружкам, я стал свидетелем одного из самых странных и сюрреалистических разговоров в моей жизни.
Феликс Беатус —командир 82-го танкового батальона
Хаим Бар-Лев и я, через «Старика», стали задавать Беатусу вопросы, весьма интересовавшие нас в те дни партизанской войны «Движения Еврейского Неповиновения» против намного превосходящей мощи Британских вооруженных сил и полиции: «Как пехотное подразделение может устроить успешную засаду против танков и бронетранспортеров?», «Каковы наиболее эффективные способы поражения бронированных целей зарядами взрывчатки и минами?», «Насколько успешно может танк противостоять пехотному подразделению, подкрадывающемуся к нему ночью?» Феликс Беатус ответил на все наши вопросы с профессионализмом, свидетельствовавшим, что он тёртый, опытный танкист. И тогда Ицхак Саде неожиданно задал своему гостю вопрос из совершенно иной области: «Феликс, а как бы ты порекомендовал построить еврейские бронетанковые войска в Эрец-Исраэль, на случай, если нам предстоит, через год-два, противостоять вторжению арабских армий? И это при том, что эти армии оснащены и обучены британцами и французами использованию танков, артиллерии и авиации.» Хаим и я просто тихо замерли, с ощущением, что мы попали в новую эру мышления, находившуюся за пределами наших интересов и знаний в то время. Биатос немедленно ответил: «Танки у вас есть?» Ицхак Саде: «Нет, нету!» Феликс подумал немного и сказал: «Если у вас нету танков, я не знаю как можно построить бронетанковые войска». Впрочем, танковая идея постепенно обретала реальные формы. Хотя танков у еврейских боевых формирований еще не было, но вот изготовлением бронированных «самопалов» уже активно занимались умельцы.
Танкисты 82-го танкового батальона ЦАХАЛа.1948
Беатус жестоко раскритиковал бронированные автомобили, так называемые «сэндвичи», обшивка которых стальными листами осуществлялось в авторемонтных мастерских. Это название появилось потому, что их «броня» состояла из 100 мм слоев фанеры между двумя 5-мм стальными пластинами, причем — из обычной стали, не броневой. По его мнению, это были ловушки для экипажей, легко воспламенявшиеся и с ограниченным радиусом обзора и стрельбы. Вместо «сэндвичей» он разработал оригинальную конструкцию бронеавтомобиля на основе грузовика Dodge, с бронированной башней и пулеметом. У еврейских боевых формирований еще не было танков, но Феликс Беатус уже приступил к подготовке будущих танковых экипажей в танковой школе, созданной в бывшей немецкой колонии Сарона, что находилась не территории Тель-Авива. В феврале 1948 г. «добрый гений» Беатуса — Ицхак Саде стал командиром «Бронированной Службы» («Ширут hа-Мешурьяним», ШЕМЕШ) Хаганы, предшественницы ЦАХАЛа. Теперь вопрос создания бронетанковых войск обрел практические формы. Кадры танкистов уже были, но вот добывать сами танки пришлось самыми причудливыми способами. Первыми бронеединицами стали два 28-тонных крейсерских танка Mk VIII Cromwell с 3-дюймовой лобовой броней и 75-мм пушкой, угнанные со склада гусарского полка британской армии в Хайфе. Похитили танки британские сержанты-танкисты Майк Фланаган и Гарри МакДональд, сочувствовавшие евреям. Следующими тремя танками стали 32-тонные американские M4 Sherman, к которым в ходе боевых действий добавились десять выпущенных еще в тридцатые годы 12-тонных французских Hotchkiss Н-39 с 37-мм пушками и несколько полугусеничных и колесных бронемашин GMC М2 и Daimler, угнанные с базы британской полиции. Вся эта чудом добытая бронетехника была вдребезги разбитом состоянии, и потому первым израильским танкистам пришлось изрядно попотеть, чтобы танки были приведены в боеспособное состояние. 14 мая 1948 года было провозглашено Государство Израиль. Молодое еврейское государство было немедленно атаковано армиями семи арабских стран, по своим вооружениям и численности в десятки раз превосходившими вооруженные силы только что основанного еврейского государства. Создавать Израильскую армии пришлось уже в ходе сражений против многократно превосходящих сил врага. В мае 1948 года была сформирована первая бронетанковая часть ЦАХАЛа — 8-ая танковая бригада, командиром которой был назначен Ицхак Саде. 8-я бригада состояла из трех батальонов: 82-го танкового (командир Феликс Беатус), 88-го мотопехотного под командованием тогда ещё неизвестного Моше Даяна и 89-го минометного батальона.
Израильские танкисты в захваченном аэропорту Лидда (ныне аэропорт Бен-Гурион) 1948
82-ой танковый батальон, который возглавил Феликс Беатус, является первой бронетанковой частью ЦАХАЛа. На вооружении батальона была вся наличная тогда в Израиле бронетехника. Феликс Беатус разделил личный состав батальона по языковому признаку: на «англо-саксонскую» роту во главе с канадцем офицером-танкистом Лайонелем Друкером, где служили еврейские добровольцы из США, Великобритании, Канады и других англоязычных стран, и «славянскую», где служили выходцы в основном из польской армии. На вооружении «англо-саксонской» роты были танки Mk VIII Cromwell и M4 Sherman, на вооружении «славянской» роты — танки Hotchkiss Н-39. Первый бой 82-ой танковый батальон принял 9 июля 1948 года, когда израильские войска начали операцию Дани, в ходе которой 82-ой танковый батальон в боях против Арабского легиона захватил аэропорт Лидда (сегодня аэропорт Бен-Гурион), а спецназ Даяна на джипах захватил города Лидду и Рамлу. Впрочем, несмотря на успешные боевые действия и стремительное развитие танковых войск Израиля, карьера Феликса Беатуса склонялась к закату. В 1949 году ЦАХАЛ покинул генерал Ицхак Саде, человек, с самого приезда Беатуса в Израиль поддерживавший и продвигавший его. Офицерский состав ЦАХАЛа формировался в то время, в основном, из двух источников — из командиров ПАЛЬМАХа и Хаганы и офицеров британской армии, сражавшихся в годы 2МВ в рядах Еврейской бригады. Британский военный опыт командования ЦАХАЛа в значительной степени повлиял на выбор концепции строительства израильской армии — она изначально строилась в соответствии с британской военной традицией, адаптированной под израильские условия. В таких условиях Феликс Беатус — польский офицер, имевший специфический военный опыт и военное образование, полученные в Красной Армии, и к тому же не владевший ивритом, — несомненно был чужаком и «белой вороной» в израильском офицерстве. Рано или поздно его должны были сменить на офицера, более приемлемого для командираов и солдат. Что и произошло вскоре — Феликса Беатуса во главе 82-го танкового батальона сменил подполковник Шауль Иоффе, что стало воплощением принципа «прилива израильской крови» в офицерский корпус ЦАХАЛа. По-видимому, увольнение из армии было серьезной драмой для Беатуса — из кадрового командира он стал гражданским лицом, которому заново предстояло начинать жизнь. Известно, что многие годы после демобилизации Беатус проработал … шофером автобусного кооператива Эгед. Скончался Феликс Беатус в 2006 году, так и не узнав при жизни настоящей славы. На многие годы Феликс Беатус, танкист №1 ЦАХАЛа, был забыт. И хотя его имя упоминалось в исторических исследованиях о становлении ЦАХАЛа, однако его вклад и роль в создании израильских бронетанковых войск, несомненно, замалчивались. Лишь недавно жизнь и судьба первого израильского танкиста стала выходить из забвения.
Александр Шульман
Источник: http://s.berkovich-zametki.com/2018-snomer2-shulman/